Методическая система обучения

«Если у меня есть данные, но я ими ни с кем не делюсь, то они бесполезны, на них никто не ссылается.»
Ден Девидсон

Публичная презентация собственной методической системы (ПНПО, Томск, 18.05. 2011, МОУ «СОШ № 40»)

Цель моей системы обучения – создание условий для развития личности ребенка, его компетентностей. Поэтому главной задачей для меня, как учителя, является не вложение знаний и отслеживание результатов, а создание чувства успеха: сделать обучение комфортным для любого ребенка и этим способствовать развитию творческого потенциала личности, учитывая то, что в каждом заложены определенные наклонности и способности.

Девиз, сложившейся в течение 30 лет системы обучения, «Помощь – Поддержка – Продвижение!». По моему убеждению, степень помощи ученику должна постепенно убывать. Помощи не должно быть «слишком» много, иначе она будет не столько стимулом, сколько тормозом активности ребенка. Помощь – лишь исходная точка, первый толчок к саморазвитию! В 2005 году я посетила различные школы в США и была удивлена, что высказывание «Человек может обрести силу и восторжествовать, только отвергая постороннюю помощь. Человек слабеет с появлением каждого помощника» красной нитью проходит через весь учебный процесс.

Система школьного географического образования включает:

Природоведениее — 5 класс

География (ФГОС) — 5 класс

Физическая география — 6 класс

География материков и океанов — 7 класс

Физическая география России — 8 класс

Экономическая география России — 9 класс

Экономическая география мира — 10 класс

Физическая география Томской области – 8 класс

Экономическая и социальная география Томской области — 9 класс

Лес и человек – 8 класс

О чем говорит карта? – 8, 9 классы

Экономическое краеведение – 9 класс

Я в зеркале глобальных проблем – 10-11 классы

География в задачах — 6 класс

Олимпиадная география – 8-11 классы

География в формате  ЕГЭ – 11 класс

Актуальность методической системы

Моя методическая система – это ответ на требования, предъявляемые к выпускнику средней школы. Требования к выпускникам складываются под влиянием ситуации на рынке труда, потребностей местного социума и государства в целом. Необходимы подлинно свободные и толерантные личности, умеющие самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, видеть проблемы и способы их решения, чётко планировать действия и эффективно сотрудничать в коллективе, анализировать полученные результаты. Работа по собственной методической системе позволяет реализовать данный социальный заказ.

Уровни и цели географического образования
Обучение и воспитание строю согласно следующим уровням и целям географического образования:

Уровень Цель
Мировоззренческий Формирование научного мировоззрения  и  географической картины мира
Методологический Ознакомление с методами и формами научного познания
Теоретический Изучение фундаментальных и прикладных научных теорий
Практический Раскрытие роли географии как производительной силы, формирование географического кругозора, профориентация
Социальный Формирование известных способов деятельности, творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к миру, к работе
Гуманистический Создание условий для развития личности школьника в процессе обучения

В своей работе  ориентируюсь на развитие таких гражданских качеств личности ребенка, как:

  • Осознание личной причастности к преобразованию действительности
  • Глубокое понимание приоритета общечеловеческих ценностей, прежде всего сохранение цивилизации на планете
  • Убеждение в универсальной ценности природы, её целостности и неделимости
  • Ответственность за сохранение природы для будущих поколений
  • Нетерпимость к проявлениям бесхозяйственности и  безответственности по отношению к природе
  • Потребность к самообразованию умение ориентироваться в постоянно увеличивающемся потоке географической информации, творчески мыслить и логически связно излагать свои суждения
  • Умение извлекать из географических карт максимум информации; постоянная потребность обращения к карте, как к основному и универсальному источнику знаний.
Принципы обучения
В своей педагогической работе использую следующие основные принципы обучения:

  • Научность и системность
  • Воспитывающий характер
  • Чувственное познание
  • Доступность, сознательность и активность
  • Прочность знаний, навыков и умений
  • Индивидуализация обучения
  • Принцип дидактического кольца
  • Принцип «целостности здоровья»
  • Пирамида знаний
Психологическая основа обучения

За психологическую основу обучения я взяла «Словарь принца». «Словарь принца» — любое высказывание выражается формулой «Я — хороший», «Ты – хороший». Согласно «Словарю принца» учитель должен:

  • Верить, что каждый ученик способен к решению проблем
  • Помогать ученикам, у которых имеются трудноразрешимые проблемы
  • Понимать и разделять чувства учеников, как бы они не отличались от его чувств в подобной ситуации
  • Понимать, что чувства – вещь проходящая. Они имеют временный характер и существуют только «здесь и сейчас»
  • Чувствовать свое отличие от школьника и уметь дистанцировать
  • Ясно представлять, что  не все дети способны рассказать о тревожащих его проблемах
  • Соблюдать «тайну исповеди»

Приемы и техника «Словаря принца» оказывает оздоровляющий эффект на ученика:

  • Помогает ученикам справляться с владеющими ими сильными эмоциями, открыто выражать их
  • Помогает детям понять, что они не должны бояться своих чувств и что  в эмоциях не ничего плохого
  • Облегчает ученикам решение их проблем
  • Позволяет детям самим нести ответственность за анализ собственных проблем  и принятие соответствующих решений
  • Будит у ребят желание слушать учителя
  • Способствует становлению более близких, тесных, осмысленных отношений учителя и ученика.
  • Помогает ребенку обрести чувство собственной значимости и ценности

Используйте «Словарь принца» Вы, как учитель, преобразуете себя, поможете детям научиться любить себя, почувствовать собственную значимость,  будете способствовать реальному взрослению ребенка.

Системно-деятельностный подход

Изучение материала от практики к теории – это одна из отличительных особенностей моей методики преподавания. Преобладает деятельностный подход в обучении, который является основным при решении задач формирования ключевых компетенций у обучающихся. Моё убеждение: «Нельзя научить, можно только научиться».

В основе методической системы лежит компетентностный подход. Это ответ времени. Поэтому процесс обучения имеет принципиально другую ориентацию, направленную на развитие компетенций обучающихся, мотивации к непрерывному обучению, ответственности в выборе траектории обучения и профессионального становления. Процесс обучения географии трансформируется в процесс географического образования. В современных условиях мне помогает инновационная деятельность. Она является движущей силой, которая позволяет проектировать педагогические процессы и педагогическую деятельность, формируя собственный педагогический стиль, методическую систему собственной профессиональной деятельности.

Основной процесс обучения – сотрудничество, именно оно сопутствует созданию без барьерной среды и ситуации успеха, благоприятных для развития компетенций обучающихся. Сотрудничество с учениками, учителями, родителями, со всеми службами местного социума, сотрудничество между учениками.Ученик не декларативно, а действительно стоит  в центре учебного процесса.

Интеграция современных образовательных технологий

Фактором повышения качества обучения по собственной методической системе выступает целостная образовательная среда, сформированная на основе интегрированного использования современных педагогических технологий (в том числе ИКТ). В конечном результате происходит выстраивание у обучающихся важного компетентностного ряда: проектной, информационной, коммуникативной, исследовательской и др. компетенций, над формированием которых я работаю.

Методы и приемы обучения
Основными методами и приемами обучения являются:

  • Диалогический
  • Эвристический
  • Исследовательский
  • Программированный
  • «Мостик» — поиск причин, следствий, ключевых слов.
  • «Мозговой штурм» — без обсуждения предлагаются варианты ответов
  • «Я учитель» — выявление лидерских способностей учащихся и будущих профессиональных качеств
  • «Репортаж» — развитие творческих умений
  • «Ступеньки роста»- умение формулировать глубокие вопросы, и на их основе составлять цели урока
  • «Понятие – определение» — нахождение соответствия между понятием и его определением
  • Аналогия
  • «Головоломка» — поиск решений
  • «Рекламное бюро»
  • «Физкультминутка» — выбирая правильный ответ, дети выполняют разные команды (похлопаем, помашем, подмигиваем…)
  • «Письмо», «Почта»
  • Аукцион» — продажа выставленных картин
  • Литературные закладки» — о ком, о чем, о каком процессе написал поэт, писатель
  • «Кластер» — составление схемы изучения темы
  • Творческая работа, «Книжка малышка»…
  • Географическое лото, мозаика
  • «Мне это пригодится» — определение прикладного значения темы
Современный урок географии

Неотъемлемой частью моей методической системы является современный урок географии, где в большей степени реализуются развивающее обучение и компетентностный подход. В конструировании современного урока мне помогают знания, полученные во время лекций М.М. Поташника «Требования к современному уроку» и «Конструктор современного урока» в Институте открытого образования в г. Москва (2010 год). Все начинается с урока! Урок – это то образовательное пространство, которое позволяет учителю и ученику наилучшим образом строить и совершенствовать себя как личность. Творчески подхожу к построению урока на основе уже наработанных навыков и умений, усвоенного алгоритма действий, сложившегося стиля взаимоотношений. Определяю цель урока через конечный результат с учетом места урока в системе. Содержание, методы, темп, последовательность обучения на уроке определяю не внешне заданными, а внутренними факторами и мотивами развития и становления ключевых компетенций как личностной установки. Мой современный урок представляет единство трех логически взаимосвязанных блоков: мотивационно-целевого, процессуально-содержательного, рефлексивно-оценочного.

Разнообразие типов и форм моих уроков повышает интерес к обучению и его качество. Классификация уроков географии представлена в таблице:

Основные типы уроков
Уроки формирования

новых знаний

Уроки обучения

умениям,навыкам

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепление умений Уроки проверки

и учета знаний,умений

Комбинир.

уроки

Ф

О

Р

М

Ы

У

Р

О

К

О

В

Уроки лекции

Уроки-экспедиции

Уроки путешествия

Уроки исследования

Конференции

Интегрирован. уроки

Работа учебныхцентров с ротацией

Модульныеуроки

Уроки-практикумы

Уроки-диалоги

Ролевые игры

«Литературные мастерские»

Составление

творческих ЛОК

Уроки-репортажи

Уроки-проекты

Семинары Диспуты КВН«Что? Где? Когда?»

«Поле чудес»

Игра «Эрудит»

«Счастливый случай»

Уроки-конкурсы

Уроки-соревнования

Уроки- «покорение вершины»

Уроки-зачеты

Защита творческих работ,

рефератов, проектов

Творческие отчеты

Тестирование

Викторины

Контрольные проверочные работы

Мониторинг и рефлексия

Мониторинг и рефлексия – неотъемлемая часть моей методической системы. Они проводятся систематически с целью совершенствования системы и  развития её по спирали.

Каждый урок для меня, как учителя, заканчивается личными педагогическими наблюдениями, в этом и состоит ещё одна отличительная черта собственной методической системы. Именно они дают толчок к совершенствованию методики, уроков и, тем самым способствуют повышению  мотивации обучающихся к учению, и качества обучения

Схема методической системы
Собственная методическая система представляет единство логически взаимосвязанных компонентов, определяемых государственным образовательным стандартом, социальным заказом общества:

  • Целевого;
  • Мотивационного;
  • Содержательного;
  • Процессуального;
  • Компетентно-развивающего;
  • Рефлексивно-оценочного.
Инновационные составляющие методической системы

Инновационными составляющими моей методической системы являются:

  • Практическая значимость изучаемого материала, создание ситуации успеха и выбора в мотивационном компоненте.
  • Метапредметная направленность и опора на жизненный опыт обучающихся в содержательном компоненте;
  • Интеграция современных технологий (ИКТ, проектной); тьюторство учителя; проблемно-эвристические и медиауроки в процессуальном компоненте;
  • Развитие ключевых компетенций (информационной, коммуникативной, проектной и др.) в развивающем компоненте;
  • Мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций, личных достижений обучающихся в рефлексивно-оценочном компоненте.
Эффективность методической системы

Своими разработками делюсь с учителями района и области. Авторские разработки опубликованы в сборниках разного уровня: от международного до муниципального.

Эффективность такой системы обучения высока. Я горжусь многочисленными победителями и призерами олимпиад, чемпионатов, конкурсов. Горжусь результатами ЕГЭ. Четыре моих ученика вошли в лучшие по области, набрав максимальные  баллы в Томской области: 100 баллов — Рубцов Василий (2008), 88 баллов — Наконечный Михаил (2013), 76 баллов — Анянов Илья (2005), 75 баллов — Шуляковский Виталий ( 2009).

Я – учитель высшей категории. Победитель Российско-американского конкурса «Учителя — учителям» – 2005, ПНПО, «Лучший учитель России» – 2007, 2011, Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» — почетный знак «Директор года — 2013?, Общероссийского рейтинга школьных сайтов в категории «Персональные сайты» — 2014.

Советы молодым учителям
Являясь наставником молодым учителям, разработала ряд советов и модель эффективного учителя:

  • Будь доброжелателен, будь артистом, удивляйся, говори меньше и спокойно.
  • Будь остроумен и цени это в других, всегда думай, что идешь к умным людям.
  • Умей беседовать, говорить, слушать, будь внимателен к каждому ученику, не критикуй ученика, а воодушевляй его.
  • Не спрашивай того, чего сам не знаешь. Не выкладывай всего, что знаешь, а оставляй кое-что в тайне.
  • Запомни, что трудно то, что не интересно, а не то, что действительно трудно.
  • Умей находить в ученике союзника, а не исполнителя приказа.
  • Работай планово, каждый день анализируй свою работу. Не бойся эксперимента, постарайся увидеть цель, перспективу своей работы.
  • Любое дело доводи до совершенства, а когда оно уже доведено, то посмотри – что ещё можно улучшить.
Модель эффективного учителя
Эффективный учитель:

  • Спокоен, не суетлив, всегда в одном настроении. Он всегда сдержан и никогда не показывает сильных эмоций.
  • Не имеет предубеждений или пристрастий. Он одинаково расположен ко всем детям.
  • Способен обеспечить стимулирующую, свободную, превосходную обстановку в классе при соблюдении порядка и спокойствия.
  • Никогда ничего не забывает, не делает ошибок.
  • Может ответить на любой вопрос. Он значительно мудрее школьников.
  • Это счастливый учитель, он получает радость и удовольствие от общения с детьми, от своей работы, от своей энергии
Top