Проект «Здоровое поколение»
Руководитель проекта: Анянова Ольга Борисовна
«Ни одно другое социальное окружение не оказывает такое воздействие
на формирование здоровой личности, какое может осуществить школа».
Американская Ассоциация Национального Здоровья
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность проекта:
Анализ статистических данных последних лет свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в разы. Среди юношей и девушек, получающих аттестат о среднем образовании, нет абсолютно здоровых. Растёт число детей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические и психотропные вещества, а также число детей-инвалидов. Происходит рост нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний и как следствие — различные формы девиантного поведения.
Медицинские работники причины видят в высокой интенсивности и формах организации учебного процесса, которые часто не соответствует возможностям детского организма, и способствуют развитию гиподинамии.
Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения, то его формирование и профилактика является социальным заказом общества школе.
Этот социальный заказ заложен в образовательных стандартах нового поколения, поскольку они включают не только оценку качества образования, но и оценку здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений по следующим показателям:
- Комплексная оценка состояния здоровья
- Комплексная оценка безопасности ОУ
- Физическое развитие обучающихся
- Степень вегетативных нарушений
- Заболеваемость обучающихся
- Физическая подготовленность
- Здоровый образ жизни.
Исходя из этого, педагогический коллектив МОУ «СОШ № 2», видя обозначенные проблемы здоровья обучающихся, отводит себе особое место и ответственность в оздоровительном процессе школьного обучения.
1.2. Гипотезы:
Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового и безопасного образа жизни очень актуальны сегодня. Культура здорового образа и безопасного жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья и безопасности в обществе, тем выше культура здорового и безопасного образа жизни каждого его члена. Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два положения:
- если создать мощную безопасную и здоровьесберегающую среду, то культура здорового и безопасного образа жизни каждого ее представителя значительно повысится.
- для школьников важнейшей безопасной и здоровьесберегающей средой могут стать оборонно-спортивные секции, которые, взаимодействуя с другими социальными объектами, станут эффективным институтом культивирования здорового и безопасного образа жизни.
Здоровье детей — это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед учителями, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
1.3. Объект, субъект и предмет проектирования
- Объект проектирования: деятельность участников образовательно-воспитательного процесса по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
- Субъект проектирования: родители, обучающиеся, учителя, администрация.
- Предмет проектирования: система формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни обучающихся
1.4. Цель инновационного проекта:
Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих безопасность, сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию полноценной личности обучающихся, достижению планируемых результатов освоения образовательных программ общего образования.
1.5. Задачи, решаемые внедрением инновационного проекта:
- Создание в школе безопасных условий для укрепления и сохранения здоровья обучающихся в соответствии с требованиями СанПиН.
- Оптимизация учебной психологической и физической нагрузки.
- Рационализация досуговой деятельности, каникулярного и летнего отдыха детей.
- Организация сбалансированного питания школьников в соответствии с требованиями СанПиН.
- Повышение удельного веса и качества занятий физической культурой, специальной медицинской группы, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата обучающихся.
- Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни через включение детей, родителей в агитационную и пропагандистскую работу по профилактике вредных привычек, безнадзорности и злоупотребления психоактивных веществ.
- Разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию и укреплению здоровья обучающихся средствами здоровьесберегающих тенологий.
- Мониторинг состояния здоровья обучающихся. Усиление контроля за медицинским обслуживанием обучающихся.
- Развитие программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования детей в аспектах приобретения навыков здорового и безопасного образа жизни, воспитания личной ответственности за собственное здоровье, благополучие и безопасность.
1.6. Кадровое обеспечение проекта:
- Школьный координатор по здоровью;
- Заместитель директора по воспитательной работе;
- Заведующий школьной библиотекой;
- Классные руководители;
- Педагоги психологи;
- Социальные педагоги;
- Учителя-предметники (биология, экология, ОБЖ, физическая культура);
- Медицинские работники;
- Специалисты по вопросам правонарушений, безнадзорности, ранней алкоголизации и наркотизации детей и подростков;
- Члены Управляющего Совета.
Координацию деятельности педагогического коллектива, обучающихся, родителей по проведению оздоровительной деятельности с 2007 года осуществляет творческая группа «Здоровье».
2. Структура проекта
- Блок I. Гигиенические условия и условия безопасности.
- Блок II. Рациональная организация образовательного процесса.
- Блок III. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
- Блок IV. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
- Блок V. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами специалистами и родителями.
- Блок VI. Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.
3.Этапы реализации проекта
Реализация проекта осуществляется по следующим этапам:
- Проектно-мобилизационный (2011-2015 учебный год)
- Практико-преобразовательный (2011-2015 учебный год)
- Рефлексивно-обобщающий (2011-2015 учебный год)
4. Направления работы по реализации проекта:
4.1. Организационное:
- Планирование и корректирование работы по формированию безопасного и здорового образа жизни.
- Проведение мероприятий по выявлению обучающихся, склонных к аддиктивному поведению.
- Систематическая работа со списком и картотекой «трудных» обучающихся
- Использование возможностей дополнительного образования, социума в работе с детьми.
- Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях.
- Создание координационных советов по профилактике злоупотреблений ПАВ.
- Проведение ежегодного медицинского скрининга состояния здоровья обучающихся.
- Установление тесных взаимоотношений школы с МУЗ «Колпашевская ЦРБ».
4.2. Теоретическое:
- Создание банка научно-методической литературы по теме «Здоровый и безопасный образ жизни».
- Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов (школьные, районные семинары методических объединений, курсы ТОИПКРО).
- Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений на уровне школы.
- Обеспечение систематического учета, контроля и анализа ситуации.
- Создание банка методических разработок педагогических работников школы по теме «Здоровый и безопасный образ жизни».
4.3. Практическое:
- Профилактическая и информационная работа с родителями.
- Воспитательно-педагогическая работа с детьми.
- Профилактическая работа по оздоровлению социальной ситуации внутри школы.
- Организация взаимодействия между школой и окружающей социальной средой по предупреждению употребления и распространения ПАВ.
- Введение здоровьесберегающих технологий и методов обучения в школьную программу.
- Сотрудничество с медицинскими учреждениями в целях оздоровления детей.
- Организация школьного питания с учетом санитарно-эпидемиологических норм и требований.
- Оказание профессиональной медико-психологической и психокоррекционной помощи детям.
- Вовлечение детей в спортивные кружки и секции.
- Воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
- Создание спецмедгрупп.
- Организация корригирующей гимнастики для детей с нарушениями ОДА.
4.4. Контроль и управление:
Контроль и управление реализации проекта анализируется и оценивается по следующей схеме:
Первичный мониторинг | ||||||||||||||
Выделение школьных факторов риска | ||||||||||||||
Внутришкольная среда | Организация учебного процесса | Организация двигательного режима | Организацияработы поформированиюздорового образа жизни | Физкультурно-оздоровительная работа | ||||||||||
Определение и организация комплекса мер, форм и методов безопасной и здоровьесберегающей деятельности | ||||||||||||||
Заключительный мониторинг.Оценка эффективности проекта. |
5.1. Мониторинг cанитарно-гигиенических условий на территории
Мониторинг. Диагностический инструментарий
Площадь школьной территории | ____ м2 |
Площадь стадиона | ____ м2 |
Площадь школы | ____ м2 |
Учебных кабинетов | ____ м2 |
Площадь школьных классных комнат | ____ м2 |
Па одного обучающегося приходится(при норме 1,25 м2). | ____ м2 |
Площадь рекреаций | ____ м2 |
Па одного обучающегося приходится(при норме 0,6 м2). | ____ м2 |
Площадь столовой | ____ м2 |
Температура в учебных кабинетах | __ 0 |
Температура в спортзале | __ 0 |
Температура в столовой | __ 0 |
Температура в учебных мастерских | __ 0 |
Световой коэффициент:В учебных помещенияхВ вестибюляхКоэффициент аэрации —Коэффициент искусственного освещения | __ (1,5)__(1,12)__ м2__Вт на 1 м2 |
Пришкольная территория.
Промышленные предприятия от школы на расстоянии более __м. автострада
более __ м.
Расстояние между школой и деревьями более __ м между школой и
кустарниками более __ м.
На одного обучающегося приходятся около __ м2 зеленых насаждений.
Среди искусственных насаждений следующий видовой состав: береза, акация, сирень.
Среди естественных насаждений следующий видовой состав: береза, сосна, черемуха.
5.2. Мониторинг здоровьесберегающей инфраструктуры.
Показатели,характеризующиеинфраструктуру школы | Критерии | Оценка в баллах | ||
0 баллов | 1 балл | 2 балла | ||
Здание | ||||
Расположение | Вблизипром.объектов | Вблизи крупных магистралей | Вдали от промышленных и транспортных узлов | 2 |
Транспортное обслуживание школьников | Отсутствует | Городской транспорт по расписанию | Специальный транспорт | 1 |
Участокшколы | Отсутствует | Слабо оборудован | Оборудован в соответствии с СанПиН | 1 |
Оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.) | Не оборудованы | Не полностью соответствует требованиям CанПиН | СоответствуеттребованиямСанПиН | 1 |
Здание школы | Приспособленное | Типовой проект 1930-1990-х гг. | Современное | 1 |
Ремонт здания проводится | Не проводится | Только косметический | Регулярно, в том числе капитальный | 1 |
Водоснабжение и канализация | Отсутствует | Не полностью соответствует требованиям СанПиН | Соответствуеттребованиям СанПиН | 1 |
Итого: 8 баллов (max 14) | ||||
Кабинеты и другие учебные помещения | ||||
Размеры: площадь, кубатура, размер и расположение окон, покрытие стен и полов | Большая часть помещений не соответствует требованиям СанПиН | Половина помещений соответствует требованиям СанПиН | Более 80 %помещенийсоответствуюттребованиямСанПиН | 1 |
НаличиесовременныхТСО | Отсутствуют | Имеются внедостаточномколичестве | Большая часть кабинетов оснащена необходимыми современными ТСО | 1 |
Кабинет информатики | Отсутствует или не имеет оснащения | Оснащены устаревшими моделями | Оснащенысовременнымикомпьютерами | 2 |
Учебные мастерские и студии | Плохооборудованы | Оборудование моральноустарело | Современное эргономичное ибезопасное оборудование | |
Размеры мебели | В большинствеклассов несоответствуюттребованиям | В половине классов соответствуют требованиям СанПиН | Соответствуют требованиям CанПиН не менее чем в80 % кабинетов | 2 |
Воздушно-тепловой режим в помещениях школы | НеКонтролируется | Контролируется эпизодически | Регулярно контролируется СЭС | 2 |
Освещенность мест занятий | Не контролируется | Контролируется эпизодически | Регулярно контролируется ОС | 2 |
Санитарное состояние | Не контро-лируется | Контролируется эпизодически | Регулярно контролируется СЭС | 2 |
Итого: ___ баллов (max 18) | ||||
Спортивные залы, оборудование и инвентарь | ||||
Спортивные залы | Отсутствуют или не имеют должного оборудования | Имеются, но оснащены слабо либо не соответствуют требованиям CaнПиН | Соответствуют требованиям СанПиН по габаритам и оснащению | 1 |
Раздевалки, подсобные помещения | Отсутствуют или не имеют должногооборудования | Имеются, но не соответствуют требованиям СанПиН | Соответствуют требованиям СанПиН по габаритам и оснащению | 1 |
Спортивное оборудование и инвентарь | Отсутствует или устарело | Частично имеется, но состояние и комплектация неудовлетворит. | Имеется в хорошем состоянии и достаточной комплектации | |
Оборудование спортивной площадки | Отсутствует или устарело, практически неиспользуется | Оборудование недостаточно или требует обновления и ремонта | Хорошо оборудована в соответствии с действующими рекомендациями | |
Тренажерный зал, другие помещения для спортивных занятий | Отсутствуют или не имеют должного оборудования | Имеются, но оснащены слабо либо не соответствуют требованиям СанПиН | Соответствуют требованиям СанПиН по габаритам и оснащению | 0 |
Плавательный бассейн | Отсутствует | Имеется или арендуется. Используется периодически для проведения отдельных занятий | Имеется или арендуется. Используется регулярно,занятия плаванием включены в расписание уроков | 0 |
Итого: ____ баллов (max) | ||||
Медицинский кабинет и оборудование | ||||
Медицинский кабинет | Отсутствует или не оборудован | Имеется, оснащен минимальным комплектом оборудования | Оснащен обязательным и дополнительным оборудованием | 1 |
Стоматологическийкабинет | Отсутствует или не оборудован | Имеется, оснащенминимальнымкомплектом | Оснащенсовременнымоборудованием | 0 |
Дополнительное оборудование по укреплению здоровья и профилактике заболеваний у детей | Отсутствует | Имеется, но используется эпизодически или без контроля врача | Имеется и регулярно используется под контролем врача | 0 |
Организация питания школьников | ||||
Столовая, обеденные столы, стулья, посуда и т.п. | Отсутствует | Есть, по оснащение устарело или требует ремонта | Есть и оснащенасовременныминвентарем | 2 |
Оборудование столовой: плита, холодильник, моечное оборудование, прилавок и т.п. | Отсутствует | Есть, но оборудование недостаточно, устарело или требует ремонта | Есть и достаточно оснащена современным оборудованием | 2 |
Горячее питание | Отсутствует | Нерегулярно для части обучающихся | Ежедневно для всех обучающихся | 2 |
Качество питания | Неконтролируется | Контролируется эпизодически | Регулярноконтролируетсямедперсоналом | 2 |
Дополнительные источники финансирования или натуральных продуктов | Отсутствуют | Эпизодически имеются | Имеются на регулярной основе | 2 |
Итого: баллов (max) | ||||
Обеспечение необходимым квалифицированным персоналом | ||||
Медработники | Отсутствуют | Имеется только средний медперсонал или численность медперсонала недостаточна | К валифициро-ванный медицинский персонал имеется в достаточном количестве | 1 |
Учителя физической культуры | Отсутствуют | Не имеютспециального образования или численность персонала недостаточна | Персонал достаточной численности и квалификации | 2 |
Психологи | Отсутствуют | Не имеют специального образования или численность персонала недостаточна | Персонал достаточной численности и квалификации | 2 |
Логопеды | Отсутствуют | Не имеют специальною образования или численность персонала недостаточна | Персоналдостаточной численности и квалификации | 2 |
Итого: | ||||
Сумма баллов |
Согласно требованиям СанПиН и используя материально-технические ресурсы школы, проведена большая работа по изменению эстетического состояния школьных помещений. Установлена современная трехуровневая мебель, увеличилось количество наглядных пособий (стенки Дидактика-3), все классы оборудованы софитами для лучшего освещения школьной доски. Изменена цветовая гамма стен (матовые пастельные тона), что соответствует требованиям СанПиНа.
5.3. Мониторинг рациональной организации образовательного процесса
Учебный год в школе для обучающихся 1 классов – 33 недели, для 2-8, 10 классов – 34,5 недели, для 9,11 классов – 34 недели.
Продолжительность каникул в течение года 38 календарных дней. Для обучающихся 1 классов установлены дополнительные каникулы в III четверти.
Учебный годовой каникулярный график работы для обучающихся 1-9 классов состоит из 4 четвертей, для 10-11 классов – 2 полугодий.
Предусмотрена 5-дневная рабочая неделя для обучающихся 1 классов, 6-дневная — для 2-11 классов.
Учебные занятия проводятся в две смену, продолжительность уроков в 1 классе 35 минут, а в остальных классах – 45 минут.
Наполняемость классов – до 25 обучающихся, деление классов на группы осуществляется на уроках иностранного языка, информатики, технологии и физической культуры.
Недельная нагрузка
Класс | Всего обязательных занятий | Максимальный объем нагрузки |
1 | 20 | 20 |
2-4 | 21 | 22 |
5 | 28 | 31 |
6 | 29 | 34 |
7 | 31 | 34 |
8 | 32 | 35 |
9 | 32 | 35 |
10 | 30 | 36 |
11 | 31 | 36 |
Показатели | Критерии |
Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся | Использование учебников, учебных пособий, успешно прошедших апробацию и одобренных Минобразованием |
Контроль специалистов за введением инноваций в образовательный процесс | Введение инновационныхпрограмм, успешно прошедших апробацию и одобренных Минобразованием |
Проведение занятий активно-двигательного характера в начальной школе(физкультпаузы, час здоровья, динамические перемены и т.п.) | Проводятся систематически |
Индивидуализация обучения | Индивидуальная работа проводится в системе |
5.4. Мониторинг организации физкультурно-оздоровительной работы в классе
Показатели | Критерии | Оценка вбаллах | ||
0 баллов | 1балл | 2 балла | ||
Количество уроков физической культуры в неделю | 0-1 | 2 | 3-4 | |
Расположение уроков физической культуры в расписании | Сдваивание | 2 дня подряд | Через 1 -3 дня | |
Проведение уроков физической культуры на воздухе | Не проводятся | До 30 % всего времени | Более 30% | |
Выполнение утвержденной (рекомендованной) Министерством учебной программы по физической культуре | Невыполняется | Выполняется не полностью | Выполняется | |
Организация занятий с обучающимися спецмедгруппы | Не ведется | Ведется эпизодически | Организованыгруппы или индивидуальные занятия по специальным программам | |
Организация работы групп корригирующей гимнастики | Не ведется | Ведется только для учащихся начальныхклассов | Организованы группы для всех нуждающихся обучающихся | |
Кадровое обеспечение занятий с обучающимися спецмедгруппы | Нет специалиста | Ведет учитель ФК, имеющий спец. подготовку | Ведет педагог с высшимспециальнымобразованиемсистематически повышающий своюквалификацию | |
Проведение физкультминуток и физкультпауз на уроках | Не проводятся | Проводятся эпизодически | Проводятся систематически | |
Организация динамических перемен | Не проводятся | Проводятся эпизодически | Проводятся систематически | |
Проведение «часа здоровья» | Не проводится | I Доводитсяэпизодически | Проводится систематически | |
Проведение «спортивного часа» в группе продленного дня | Не проводится | Проводится эпизодически | Проводитсяя систематически | |
Работа спортивных секции и групп ОФП | Нет | 1-2 | 3 и более, есть связь с ДЮСШ | |
Проведение «Дней здоровья» и спортивных соревнований | Не проводятся | 1-2 раза в год | Каждую четверть и чаще | |
Сумма баллов |
Физкультурно-оздоровительная работа в школе организована эффективно, но необходимо большее внимание уделить работе с больными детьми – это организация спецмедгупп.
6. Ожидаемые результаты от внедрения инновационного проекта:
6.1. Количественные результаты:
- Наличие системы формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни обучающихся.
- Банк данных о динамике здоровья обучающихся.
- Разработка новых физкультурно-образовательных технологий и методики лечебной физической культуры.
- Семинары, мероприятия, публикации методических разработок и комплекса мер по теме «Здоровый образ жизни».
- Размещение информации на сайте школы и учителей.
- Наличие системы обобщения и распространения позитивного опыта инновационного проекта.
6.2. Качественные результаты:
- Положительная динамика параметров соматического, физического, психического, нравственного здоровья обучающихся.
- Рост охвата горячим питанием до 99%.
- Увеличение доли обучающихся, охваченных системой дополнительного образования до 90%.
- Положительная динамика массовости участия школьников в спортивных соревнованиях.
- Модернизация материально-технической базы школы более чем на 50%.
- Увеличение уровня удовлетворенности родителей, обучающихся работой школы до 80%.
- Наличие культуры ЗОЖ у 70 % обучающихся.
7. Устойчивость предполагаемых результатов внедрения инновационного проекта
7.1. Институализация проекта.
Наличие системы обобщения и распространения позитивного опыта инновационного проекта. Обобщение опыта проекта через: размещения информации на сайте школы; проведении муниципальных, областных семинаров; трансляции передового педагогического опыта через сайты учителей; издание авторских методических разработок по теме проекта.