Проект «Здоровое поколение»

Презентация инновационного проекта «Здоровое поколение: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» на Координационном совете

Руководитель проекта: Анянова Ольга Борисовна

«Ни одно другое социальное окружение не оказывает такое воздействие

на формирование здоровой личности, какое может осуществить школа».

Американская Ассоциация Национального Здоровья

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность проекта:

Анализ статистических данных последних лет свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в разы.  Среди юношей и девушек, получающих аттестат о среднем образовании,  нет абсолютно здоровых. Рас­тёт число детей, употребляющих алкоголь, наркоти­ки, токсические и психотропные вещества, а также число детей-инвалидов. Происходит рост нервно-психических и сердечно-сосудистых заболе­ваний и как следствие — различные формы девиантного поведения.

Медицинские работники причины видят в высокой интенсивности и формах организации учеб­ного процесса, которые часто не соответствует возможностям детского организма, и способ­ствуют развитию гиподинамии.

Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения, то его формирование и профилактика является социальным заказом общества школе.

Этот социальный заказ заложен в образовательных стандартах нового поколения, поскольку они включают не только оценку качества образования, но и оценку здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений по следующим показателям:

  • Комплексная оценка состояния здоровья
  • Комплексная оценка безопасности ОУ
  • Физическое развитие обучающихся
  • Степень вегетативных нарушений
  • Заболеваемость обучающихся
  • Физическая подготовленность
  • Здоровый образ жизни.

Исходя из этого, педагогический коллектив МОУ «СОШ № 2», видя обозначенные проблемы здоровья обучающихся, отводит себе особое место и ответственность в оздоровительном процессе школьного обучения.

1.2. Гипотезы:

Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового и безопасного образа жизни очень актуальны сегодня. Культура здорового образа и безопасного жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья и безопасности в обществе, тем выше культура здорового и безопасного образа жизни каждого его члена. Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два положения:

  1. если создать мощную безопасную и здоровьесберегающую среду, то культура здорового и безопасного образа жизни каждого ее представителя значительно повысится.
  2. для школьников важнейшей безопасной и здоровьесберегающей средой могут стать оборонно-спортивные секции, которые, взаимодействуя с другими социальными объектами, станут эффективным институтом культивирования здорового и безопасного образа жизни.

Здоровье детей — это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед учителями, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

1.3. Объект, субъект и предмет проектирования

  • Объект проектирования: деятельность участников образовательно-воспитательного процесса по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
    • Субъект проектирования:   родители, обучающиеся, учителя, администрация.
  • Предмет проектирования: система формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни обучающихся
1.4. Цель инновационного проекта:

Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих безопасность, сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию полноценной личности обучающихся, достижению планируемых результатов освоения  образовательных программ общего образования.

1.5. Задачи, решаемые внедрением инновационного проекта:
  • Создание в школе безопасных условий для укрепления и сохранения здоровья обучающихся в соответствии с требованиями СанПиН.
  • Оптимизация учебной психологической и физической нагрузки.
  • Рационализация досуговой деятельности, каникулярного и летнего отдыха детей.
  • Организация сбалансированного питания школьников в соответствии с требованиями СанПиН.
  • Повышение удельного веса и качества занятий физической культурой, специальной медицинской группы, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата обучающихся.
  • Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни через включение детей, родителей в агитационную и пропагандистскую работу по профилактике вредных привычек, безнадзорности и злоупотребления психоактивных веществ.
  • Разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию и укреплению здоровья обучающихся средствами здоровьесберегающих тенологий.
  • Мониторинг состояния здоровья обучающихся. Усиление контроля за медицинским обслуживанием обучающихся.
  • Развитие программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования детей в аспектах  приобретения навыков здорового и безопасного образа жизни, воспитания личной ответственности за собственное здоровье, благополучие и безопасность.
1.6. Кадровое обеспечение проекта:
  • Школьный координатор по здоровью;
  • Заместитель директора по воспитательной работе;
  • Заведующий школьной библиотекой;
  • Классные руководители;
  • Педагоги психологи;
  • Социальные педагоги;
  • Учителя-предметники (биология, экология, ОБЖ, физическая культура);
  • Медицинские работники;
  • Специалисты по вопросам правонарушений, безнадзорности, ранней алкоголизации и наркотизации детей и подростков;
  • Члены Управляющего Совета.

Координацию деятельности педагогического коллектива, обучающихся, родителей  по проведению оздоровительной деятельности с  2007 года осуществляет творческая группа «Здоровье».

2. Структура проекта
  • Блок I.  Гигиенические условия и условия безопасности.
  • Блок II. Рациональная организация образовательного процесса.
  • Блок III. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
  • Блок IV. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
  • Блок V. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами специалистами и родителями.
  • Блок VI. Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.
3.Этапы реализации проекта

Реализация проекта осуществляется по следующим этапам:

  1. Проектно-мобилизационный (2011-2015 учебный год)
  2. Практико-преобразовательный (2011-2015 учебный год)
  3. Рефлексивно-обобщающий (2011-2015 учебный год)
4. Направления работы по реализации проекта:

4.1. Организационное:

  • Планирование и корректирование работы по формированию безопасного и здорового образа жизни.
    • Проведение мероприятий по выявлению обучающихся, склонных к аддиктивному поведению.
    • Систематическая работа со списком и картотекой «трудных» обучающихся
    • Использование возможностей дополнительного образования, социума в работе с детьми.
    • Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонару­шениях.
    • Создание координационных советов по профилактике злоупотребле­ний ПАВ.
    • Проведение ежегодного  медицинского скрининга состояния здоровья обучающихся.
    • Установление тесных взаимоотношений школы с МУЗ «Колпашевская ЦРБ».

4.2. Теоретическое:

  • Создание банка научно-методической литературы по теме «Здоровый и безопасный образ жизни».
  • Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов (школьные, районные семинары методических объединений, курсы ТОИПКРО).
  • Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений на уровне школы.
  • Обеспечение систематического учета, контроля и анализа ситуации.
  • Создание банка методических разработок педагогических работников школы по теме «Здоровый и безопасный образ жизни».

4.3. Практическое:

  • Профилактическая и информационная работа с родителями.
    • Воспитательно-педагогическая работа с детьми.
    • Профилактическая работа по оздоровлению социальной ситуации внутри школы.
    • Организация взаимодействия между школой и окружающей социаль­ной средой по предупреждению употребления и распространения ПАВ.
    • Введение здоровьесберегающих технологий и методов обучения в школьную программу.
    • Сотрудничество с медицинскими учреждениями в целях оздоровления детей.
    • Организация школьного питания с учетом санитарно-эпидемио­логических норм и требований.
    • Оказание профессиональной медико-психологической и психокоррекционной помощи детям.
    • Вовлечение детей в спортивные кружки и секции.
    • Воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
    • Создание спецмедгрупп.
    • Организация корригирующей гимнастики для детей с нарушениями ОДА.

4.4. Контроль и управление:

Контроль и управление реализации проекта анализируется и оценивается по следующей схеме:

Первичный мониторинг
Выделение школьных факторов риска
Внутришкольная среда Органи­зация учебного процесса Органи­зация двигатель­ного режима Организацияработы поформированиюздорового образа жизни Физкультурно-оздоровительная работа
Определение и организация комплекса мер, форм и методов безопасной и здоровьесберегающей деятельности
Заключительный мониторинг.Оценка эффективности проекта.
5.1. Мониторинг cанитарно-гигиенических условий на территории

   Мониторинг.  Диагностический инструментарий

Площадь школьной территории ____ м2
Площадь стадиона ____ м2
Площадь школы ____ м2
Учебных кабинетов ____ м2
Площадь школьных классных комнат ____ м2
Па одного обучающегося приходится(при норме 1,25 м2). ____ м2
Площадь  рекреаций ____ м2
Па одного обучающегося приходится(при норме 0,6 м2). ____ м2
Площадь столовой ____ м2
Температура в учебных кабинетах __ 0
Температура в спортзале __ 0
Температура в столовой __ 0
Температура в учебных мастерских __ 0
Световой коэффициент:В учебных помещенияхВ вестибюляхКоэффициент аэрации —Коэффициент искусственного освещения __ (1,5)__(1,12)__ м2__Вт на 1 м2

Пришкольная территория.

Промышленные предприятия от школы на расстоянии более __м. автострада

более __ м.

Расстояние между школой и деревьями более __ м между школой и

кустарниками более __ м.

На одного обучающегося приходятся около __ м2 зеленых насаждений.

Среди искусственных насаждений следующий видовой состав: береза, акация, сирень.

Среди естественных насаждений следующий видовой состав: береза, сосна, черемуха.

5.2. Мониторинг здоровьесберегающей инфраструктуры.

 

Показатели,характеризующиеинфраструктуру школы Критерии Оценка в баллах
0 баллов 1 балл 2 балла
Здание
Расположение Вблизипром.объектов Вблизи крупных магистралей Вдали от промышленных и транспортных узлов 2
Транспортное обслуживание школьников Отсутствует Городской транспорт по расписанию Специальный транспорт 1
Участокшколы Отсутствует Слабо  оборудован Оборудован в соответствии с   СанПиН 1
Оборудование     подсобных помещений        (гардеробы, туалеты и т.п.) Не оборудованы Не полностью соответствует требованиям CанПиН СоответствуеттребованиямСанПиН 1
Здание школы Приспособленное Типовой проект 1930-1990-х гг. Современное 1
Ремонт здания проводится Не проводится Только косметический Регулярно, в том числе капитальный 1
Водоснабжение и канализация Отсутствует Не полностью соответствует требованиям СанПиН Соответствуеттребованиям СанПиН 1
Итого: 8 баллов (max 14)
Кабинеты и другие учебные помещения
Размеры: площадь, кубатура, размер и расположение окон, покрытие стен и полов Большая часть помещений не соответствует требованиям СанПиН Половина помещений соответствует требованиям СанПиН Более 80 %помещенийсоответствуюттребованиямСанПиН 1
НаличиесовременныхТСО Отсутствуют Имеются внедостаточномколичестве Большая часть кабинетов оснащена необходимыми современными ТСО 1
Кабинет информатики Отсутствует или не имеет оснащения Оснащены устаревшими моделями Оснащенысовременнымикомпьютерами 2
Учебные мастерские и студии Плохооборудованы Оборудование моральноустарело Современное эргономичное ибезопасное оборудование
Размеры мебели В большинствеклассов несоответствуюттребованиям В половине классов соответствуют требованиям СанПиН Соответствуют требованиям CанПиН не менее чем в80 % кабинетов 2
Воздушно-тепловой режим в помещениях школы НеКонтролируется Контролируется эпизодически Регулярно контролируется СЭС 2
Освещенность мест занятий Не контролируется Контролируется эпизодически Регулярно контролируется ОС 2
Санитарное состояние Не контро-лируется Контролируется эпизодически Регулярно контролируется СЭС 2
Итого: ___ баллов (max 18)
Спортивные залы, оборудование и инвентарь
Спортивные залы Отсутствуют или не имеют должного оборудования Имеются, но оснащены слабо либо не соответствуют требованиям CaнПиН Соответствуют требованиям СанПиН по габаритам и оснащению 1
Раздевалки, подсобные помещения Отсутствуют или не имеют должногооборудования Имеются, но не соответствуют требованиям СанПиН Соответствуют требованиям СанПиН по габаритам и оснащению 1
Спортивное оборудование и инвентарь Отсутствует или устарело Частично имеется, но состояние и комплектация неудовлетворит. Имеется в хорошем состоянии и достаточной комплектации
Оборудование спортивной площадки Отсутствует или устарело, практически неиспользуется Оборудование недостаточно или требует обновления и ремонта Хорошо оборудована в соответствии с действующими рекомендациями
Тренажерный зал, другие помещения для спортивных занятий Отсутствуют или не имеют должного оборудования Имеются, но оснащены слабо либо не соответствуют требованиям СанПиН Соответствуют требованиям СанПиН по габаритам и оснащению 0
Плавательный бассейн Отсутствует Имеется или арендуется. Используется периодически для проведения отдельных занятий Имеется или арендуется. Используется регулярно,занятия плаванием включены в расписание уроков 0
Итого: ____ баллов (max)
Медицинский кабинет и оборудование
Медицинский кабинет Отсутствует или не оборудован Имеется, оснащен минимальным комплектом оборудования Оснащен обязательным и дополнительным оборудованием 1
Стоматологическийкабинет Отсутствует или не оборудован Имеется, оснащенминимальнымкомплектом Оснащенсовременнымоборудованием 0
Дополнительное оборудование по укреплению здоровья и профилактике заболеваний у детей Отсутствует Имеется, но используется эпизодически или без контроля врача Имеется и регулярно используется под контролем врача 0
Организация питания школьников
Столовая, обеденные столы, стулья, посуда и т.п. Отсутствует Есть, по оснащение устарело или требует ремонта Есть и оснащенасовременныминвентарем 2
Оборудование столовой: плита, холодильник, моечное оборудование, прилавок и т.п. Отсутствует Есть, но оборудование недостаточно, устарело или требует ремонта Есть и достаточно оснащена современным оборудованием 2
Горячее питание Отсутствует Нерегулярно для части обучающихся Ежедневно для всех обучающихся 2
Качество питания Неконтролируется Контролируется эпизодически Регулярноконтролируетсямедперсоналом 2
Дополнительные источники финансирования или натуральных продуктов Отсутствуют Эпизодически имеются Имеются на регулярной основе 2
Итого:  баллов (max)
Обеспечение необходимым квалифицированным персоналом
Медработники Отсутствуют Имеется только средний медперсонал или численность медперсонала недостаточна К валифициро-ванный медицинский персонал имеется в достаточном количестве 1
Учителя физической культуры Отсутствуют Не имеютспециального образования или численность персонала недостаточна Персонал достаточной численности и квалификации 2
Психологи Отсутствуют Не имеют специального образования или численность персонала недостаточна Персонал достаточной численности и квалификации 2
Логопеды Отсутствуют Не имеют специальною образования или численность персонала недостаточна Персоналдостаточной численности и квалификации 2
Итого:
Сумма баллов

Согласно требованиям СанПиН и используя материально-технические ресурсы школы, проведена большая работа по изменению эстетического состояния школьных помещений. Установлена современная трехуровневая мебель, увеличилось количество наглядных пособий (стенки Дидактика-3), все классы оборудованы софитами для лучшего освещения школьной доски. Изменена цветовая гамма стен (матовые пастельные тона), что соответствует требованиям СанПиНа.

5.3. Мониторинг рациональной организации образовательного процесса

Учебный год в школе для обучающихся 1 классов – 33 недели, для 2-8, 10 классов – 34,5 недели, для 9,11 классов – 34 недели.

Продолжительность каникул в течение года 38 календарных дней. Для обучающихся 1 классов установлены дополнительные каникулы в III четверти.

Учебный годовой каникулярный график работы для обучающихся 1-9 классов состоит из 4 четвертей, для 10-11 классов – 2 полугодий.

Предусмотрена 5-дневная рабочая неделя для обучающихся 1 классов, 6-дневная — для 2-11 классов.

Учебные занятия проводятся в две смену, продолжительность уроков в 1 классе 35 минут, а в остальных классах – 45 минут.

Наполняемость классов – до 25 обучающихся, деление классов на группы осуществляется на уроках иностранного языка, информатики, технологии и физической культуры.

Недельная нагрузка

 

Класс Всего обязательных занятий Максимальный объем нагрузки
1 20 20
2-4 21 22
5 28 31
6 29 34
7 31 34
8 32 35
9 32 35
10 30 36
11 31 36

 

Показатели Критерии
Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся Использование учебников, учебных пособий, успешно прошедших апробацию и одобренных Минобразованием
Контроль специалистов за введением инноваций в образовательный процесс Введение инновационныхпрограмм, успешно прошедших апробацию и одобренных Минобразованием
Проведение занятий активно-двигательного характера в начальной школе(физкультпаузы, час здоровья, динамические перемены и т.п.) Проводятся систематически
Индивидуализация обучения Индивидуальная работа проводится в системе
5.4. Мониторинг организации физкультурно-оздоровительной работы в классе
Показатели Критерии Оценка вбаллах
0 баллов 1балл 2 балла
Количество уроков физической культуры в неделю 0-1 2 3-4
Расположение уроков физической культуры в расписании Сдваивание 2 дня подряд Через 1 -3 дня
Проведение уроков физической культуры на воздухе Не проводятся До 30 % всего времени Более 30%
Выполнение утвержденной (рекомендованной) Министерством учебной программы по физической культуре Невыполняется Выполняется не полностью Выполняется
Организация занятий с обучающимися спецмедгруппы Не ведется Ведется эпизодически Организованыгруппы или индивидуаль­ные занятия по специальным программам
Организация работы групп корригирующей гимнастики Не ведется Ведется только для учащихся начальныхклассов Организованы группы для всех нуждающихся обучающихся
Кадровое обеспечение занятий с обучающимися спецмедгруппы Нет специалиста Ведет учитель ФК, имеющий спец. подготовку Ведет педагог с высшимспециальнымобразованиемсистематически повышающий своюквалификацию
Проведение физкультминуток и физкультпауз на уроках Не проводятся Проводятся эпизодически Проводятся систематически
Организация динамических перемен Не проводятся Проводятся эпизодически Проводятся систематически
Проведение «часа здоровья» Не проводится I Доводитсяэпизодически Проводится систематически
Проведение «спортивного часа» в группе продленного дня Не проводится Проводится эпизодически Проводитсяя систематически
Работа спортивных секции и групп ОФП Нет 1-2 3 и более, есть связь с ДЮСШ
Проведение «Дней здоровья» и спортивных соревнований Не  проводятся 1-2 раза в год Каждую четверть и чаще
Сумма  баллов

Физкультурно-оздоровительная работа в школе организована эффективно, но необходимо большее внимание уделить работе с больными детьми – это организация спецмедгупп.

6. Ожидаемые результаты от внедрения инновационного проекта:

6.1. Количественные результаты:

  • Наличие системы  формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни обучающихся.
  • Банк данных о динамике здоровья обучающихся.
  • Разработка новых физкультурно-образовательных технологий и методики лечебной физической культуры.
  • Семинары, мероприятия, публикации методических разработок и комплекса мер по теме «Здоровый образ жизни».
  • Размещение информации на  сайте школы и учителей.
  • Наличие системы обобщения и распространения позитивного опыта инновационного проекта.

6.2. Качественные результаты:

  • Положительная динамика параметров соматического, физического, психического, нравственного здоровья обучающихся.
  • Рост охвата горячим питанием до 99%.
  • Увеличение доли обучающихся, охваченных системой дополнительного образования до 90%.
  • Положительная динамика массовости участия школьников в спортивных соревнованиях.
  • Модернизация материально-технической базы школы более чем на 50%.
  • Увеличение уровня удовлетворенности родителей, обучающихся работой школы до 80%.
  • Наличие культуры ЗОЖ у 70 % обучающихся.
7. Устойчивость предполагаемых результатов внедрения инновационного проекта

7.1.   Институализация проекта.

Наличие системы обобщения и распространения позитивного опыта инновационного проекта. Обобщение опыта проекта через: размещения информации на сайте школы; проведении муниципальных, областных семинаров; трансляции передового педагогического опыта через сайты учителей; издание авторских методических разработок по теме проекта.

Top