Проект «Сотвори себя сам»
Автор: Т.В. Кривцова, учитель начальных классов
Руководитель: О.Б. Анянова, учитель географии
Содержание
- Обоснование проекта
- Объект и предмет проектирования
- Цели и задачи проекта
- Целесообразность проекта
- Новизна проекта
- Принципы проекта
- Целевые группы проекта
- Ожидаемые результаты
- Ресурсы проекта
- Деятельность в рамках проекта
- Устойчивость проекта
- Список литературы
На долю поколения, которое сегодня работает и учится в школе, выпадает принципиально новая задача:изменить характер и цели человеческого поведения так, чтобы не погубить себя и мир. Возможно ли это? Этому надо учиться!
Г. А. Ягодин
1. Обоснование проекта.
Постановка проблемы, на решение которой направлен проект. Актуальность проектирования.
В эпоху глобальных проблем и новейших технологий самой высокой ценностью на Земле остаётся человек. В современных социально-экономических условиях мы наблюдаем следующие проблемы и противоречия между ними:
С одной стороны, период глобальной реформации российского общества характеризуется новыми, повышенными требованиями к обучающимся и выпускникам школы. Они должны быть подготовлены к рыночным отношениям, социально защищены, быть нравственно стойкими, уметь противостоять всякого рода соблазнам, отклонениям в окружающей жизни. Самое главное они должны быть не только потребителями, но и людьми, способными к сопереживанию, бескорыстным поступкам, к благотворительной деятельности.
С другой стороны, положение детей в России в настоящее время является весьма тревожным. По данным исследования российских ученых численность абсолютно здоровых школьников составляет 15 % от общего количества обучающихся; 67 % имеют функциональные отклонения. Растут проблемы и в сфере семейной жизни, наблюдается самоустранение семьи от воспитания детей, растет количество правонарушений и преступлений среди детей, распространяются такие отрицательные явления как алкоголизм, курение, наркомания.
Можно ли это решить? Да. Стало очевидным, что решение данного противоречия возможно лишь на программно-целевой основе с объединением усилий всех заинтересованных субъектов образования и воспитания – семьи, школы, внешкольных образовательных учреждений, общественных организаций.
Особое место в решении этих проблем отводится сообществу учителей: требуются иные подходы к обучению, воспитанию и качественно новые средства и технологии.
И необходимо начинать с первого класса. Особая роль отводится курсу «Полезные привычки». Именно здесь дети получают первые знания и навыки полезных привычек, осознают необходимость здорового образа жизни. Но имеющиеся ресурсы для эффективного течения учебно-воспитательного процесса не достаточны. Имеются отдельные печатные пособия, совсем отсутствуют электронные, а потребность в них есть.
Об этом говорят результаты анкетирования:
- 87 % учителей отмечают актуальность курса;
- 94 % учителей начальных классов хотели бы иметь электронное пособие по курсу;
- 93 % обучающихся одобряют применение компьютера на уроках;
- 91 % родителей говорят о необходимости курса «Полезные привычки» в школе.
Данный проект посвящен решению ряда важных проблем:
Формулировка проблемы (В чем заключается проблема? На какой вопрос предстоит ответить?).
Отсутствие электронного учебно-методического пособия по курсу «Полезные навыки» | Создание учебно-методического пособия, который включал в себя словарь, упражнения, учебный материал, планирование и т.д. |
Материалы по курсу имеются в разных источниках | Изучение, отбор, систематизация материала из различных источников |
Недостаточное количество информационного материала (в частности экземпляров книг) для всех желающих с ним ознакомиться | Перевод отобранного материала в электронный вариант (использование текстового редактора Microsoft Office Word, операционной среды Microsoft Office Power Point) |
Существенные временные и материальные затраты при покупке электронного учебного пособия | Минимальные материальные затраты – стоимость одного CD-R (13 – 25 рублей) |
Мы ожидаем, что использование электронного учебно-методического пособия на уроках «Полезные привычки» будет способствовать следующему:
- Изменению отношения к собственному здоровью и жизни, осознание необходимости ЗОЖ;
- Повышению уровня личной ответственности за поведение;
- Снижению заболеваемости младших школьников;
- Уменьшению числа правонарушений, связанных с незнанием элементарных правил.
2. Объект и предмет проектирования
Объект проектирования:
Участники образовательного процесса начальной школы
Предмет проектирования:
Образовательная программа «Полезные привычки»
3. Цель и задачи проекта
Цель:
Формирование эффективной системы обучения курса «Полезные привычки» через создание авторского мультимедийного учебно-методического пособия.
Задачи:
- Изучить потребности субъектов образовательного процесса, степень их готовности реализовать инновационный педагогический проект.
- Собрать и проанализировать различные информационные источники по теме проекта.
- Разработать логическую структуру мультимедийного учебно-методического пособия.
- Сформировать методическую базу и медиатеку электронных ресурсов.
- Создать мультимедийное учебно-методическое пособие.
4. Целесообразность проекта:
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса.
- Развитие ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса.
- Повышение мотивации к изучению курса, что важно для развития активной гражданской позиции.
- Повышение эффективности усвоения материала.
- Формирование ключевых компетентностей, культуры здорового образа жизни обучающихся.
- Развитие наглядного образного мышления обучающихся.
5. Новизна проекта:
- Электронное учебно-методическое пособие имеет ряд преимуществ:
- во-первых, работа с электронным пособием интересна и увлекательна для всех субъектов образовательного процесса;
- во-вторых, облегчается работа учителя по подготовке уроков, так как пособие содержит весь комплекс необходимых ресурсов и использование материалов в электронном виде намного проще работы с печатными изданиями;
- в-третьих, создание и тиражирование материалов электронного учебно-методического пособия не требует больших ресурсных затрат;
- в-четвёртых, электронная версия легко поддаётся редактированию (доработке, дополнению);
- в-пятых, электронное учебно-методическое пособие могут использовать другие учителя, которым оно привлекательно.
6. Принципы проекта:
Открытость – возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.
Целостность – соединение образовательного процесса с его компетентностностным воплощением.
Сотрудничество – комплексная работа и взаимодействие с максимальным количеством партнеров из разных сфер общественной жизни.
7. Целевые группы:
Субъекты образовательного процесса
- Социальные партнеры
- Социальные группы
Наш проект направлен:
Во-первых: на детей младшего школьного возрастов, на формирование у них здоровых установок и навыков ответственного поведения.
В-вторых: наша деятельность направлена на педагогов, преподающих курс «Полезные привычки» в школе, на руководителей классных коллективов и волонтерских групп. Мы покажем, что, объединив наши усилия, можно повысить активную жизненную позицию на пути к здоровому образу жизни.
В-третьих: наша деятельность направлена на родителей. На их ответственность и сознательность в воспитании собственных детей по выполнению ими ролевых функций в жизни семьи.
8. Ожидаемые результаты:
I. Прямые:
- Систематизация информационных источников по теме проекта.
- Создание четко структурированного электронного учебно-методического пособия, включающего в себя учебный материал, планирование, словарь, упражнения, контроль, и т.д.
- Минимальные материальные затраты: стоимость одного CD-R (13 – 25 рублей).
II. Косвенные:
- Изменение отношения детей к собственному здоровью и жизни, осознание необходимости ЗОЖ.
- Снижение заболеваемости младших школьников.
- Повышение уровня личной ответственности за поведение.
- Уменьшение числа правонарушений, связанных с незнанием элементарных правил.
9. Ресурсы проекта:
Медиаресурсы:
Для реализации идеи проекта необходимо собрать нужную информацию, перевести её в электронный вариант (работа в текстовом редакторе Microsoft Office Word) и структурировать собранный материал, используя операционную среду Microsoft Office Power Point.
Материально-технические: Сканер, компьютер.
Временные: 2009-2010 годы.
10. Деятельность в рамках проекта:
Проект предполагает достижение поставленных цели и задач через три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап:
- Информирование участников образовательного процесса о проекте, его потенциале и пользе на страницах школьной газеты (статьи, объявления), заседаниях МО.
- Анкетирование для выявления потребности субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать инновационный педагогический проект, для проведения социального исследования – «Оценка эффективности проекта».
- Выявление на основе анкетных данных потребности субъектов образовательного процесса и участников проектирования.
- Сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников, формирование методической базы и медиатеки электронных ресурсов.
- Разработка логической структуры проекта, плана деятельности и внешнего вида проекта.
Основной этап:
- Структурирование собранного необходимого информационного материала.
- Сбор ресурсов для реализации проекта.
- Разработка, редактирование и дизайн структурных блоков электронного учебно-методического пособия.
- Создание методических рекомендаций для учителя и ученика к электронному учебно-методическому пособию.
- Создание проекта и апробация электронного учебно-методического пособия.
Заключительный этап:
- Подведение итогов.
- Оценка эффективности проекта.
- Рефлексия.
11. Устойчивость проекта:
Реализация проекта « » планируется в течение двух лет: 2008-2009 гг.
На основе данного проекта предполагается:
- Создание учебно-методического комплекса.
- Распространение опыта, публикации.
- Участие в различных методических конкурсах.
12.Список литературы:
1. «Полезные привычки» (пособие для учителя). — М., 2000., Авторский коллектив: кандидат медицинских наук Т.Б. Гречаная, кандидат педагогических наук Л.Ю.Иванова.
2. «Полезные привычки» (рабочая тетрадь). — М., 2000, Авторский коллектив: кандидат медицинских наук Т.Б. Гречаная, кандидат педагогических наук Л.Ю.Иванова.
3. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», Л.А. Обухова. – М., 2004.