Проект «Сотвори себя сам»

Автор:  Т.В. Кривцова, учитель начальных классов

Руководитель: О.Б. Анянова, учитель географии

  Содержание

  1. Обоснование  проекта
  2. Объект и предмет проектирования
  3. Цели  и  задачи  проекта
  4. Целесообразность проекта
  5. Новизна  проекта
  6. Принципы  проекта
  7. Целевые  группы  проекта
  8. Ожидаемые  результаты
  9. Ресурсы проекта
  10. Деятельность  в  рамках  проекта
  11. Устойчивость  проекта
  12. Список литературы

На долю поколения, которое сегодня работает и  учится в школе, выпадает принципиально новая  задача:изменить характер и цели человеческого  поведения так, чтобы не погубить себя и мир. Возможно ли это? Этому надо учиться!

Г. А. Ягодин

1. Обоснование проекта.

Постановка проблемы, на решение которой направлен проект. Актуальность проектирования.

В эпоху глобальных проблем и новейших  технологий самой высокой ценностью на Земле остаётся человек. В современных социально-экономических условиях мы наблюдаем следующие проблемы и противоречия между ними:

С одной стороны, период глобальной реформации российского общества характеризуется новыми, повышенными требованиями к обучающимся и выпускникам школы. Они должны быть подготовлены к рыночным отношениям, социально защищены, быть нравственно стойкими, уметь противостоять всякого рода соблазнам, отклонениям в окружающей жизни. Самое главное они должны быть не только потребителями, но и людьми, способными к сопереживанию, бескорыстным поступкам, к благотворительной деятельности.

С другой стороны, положение детей в России в настоящее время является весьма тревожным. По данным исследования российских ученых численность абсолютно здоровых школьников составляет 15 % от общего количества обучающихся; 67 % имеют функциональные отклонения. Растут проблемы и в сфере семейной жизни, наблюдается самоустранение семьи от воспитания детей, растет количество правонарушений и преступлений среди детей, распространяются такие отрицательные явления как алкоголизм, курение, наркомания.

Можно ли это решить?  Да. Стало очевидным,  что решение данного противоречия возможно лишь на программно-целевой основе с объединением усилий всех заинтересованных субъектов образования и воспитания – семьи, школы, внешкольных образовательных учреждений, общественных организаций.

Особое место в решении этих проблем отводится сообществу учителей: требуются иные подходы к обучению, воспитанию  и  качественно новые средства и технологии.

И необходимо  начинать с первого класса. Особая роль отводится курсу «Полезные привычки». Именно здесь дети получают первые знания и навыки полезных привычек, осознают необходимость здорового образа жизни. Но имеющиеся ресурсы для эффективного течения учебно-воспитательного процесса не достаточны. Имеются отдельные печатные пособия, совсем отсутствуют электронные, а потребность в них есть.

Об этом говорят результаты  анкетирования:

  • 87 % учителей отмечают актуальность курса;
  • 94 % учителей начальных классов хотели бы иметь электронное пособие по курсу;
  • 93 % обучающихся одобряют применение компьютера на уроках;
  • 91 % родителей говорят о необходимости  курса «Полезные привычки» в школе.

Данный проект посвящен решению ряда важных проблем:

Формулировка проблемы (В чем заключается проблема? На какой вопрос предстоит ответить?).

Отсутствие электронного учебно-методического пособия по курсу «Полезные навыки» Создание учебно-методического пособия, который включал в себя словарь, упражнения, учебный материал, планирование и т.д.
Материалы по курсу имеются  в разных источниках Изучение, отбор, систематизация материала из различных источников
Недостаточное количество информационного материала (в частности экземпляров книг) для всех желающих с ним ознакомиться Перевод отобранного материала в электронный вариант (использование текстового редактора Microsoft Office Word, операционной среды  Microsoft Office Power Point)
Существенные временные и материальные затраты при покупке электронного учебного пособия Минимальные материальные затраты – стоимость одного CD-R (13 – 25 рублей)

Мы ожидаем, что использование электронного учебно-методического пособия на уроках «Полезные привычки» будет способствовать следующему:

  1. Изменению отношения к собственному здоровью и жизни, осознание необходимости ЗОЖ;
  2. Повышению уровня личной ответственности за поведение;
  3. Снижению заболеваемости  младших школьников;
  4. Уменьшению числа правонарушений, связанных с незнанием элементарных правил.

2. Объект и предмет проектирования

Объект проектирования:

Участники образовательного процесса начальной школы

Предмет проектирования:

Образовательная  программа «Полезные привычки»

3. Цель и задачи проекта

Цель:

Формирование эффективной системы обучения курса «Полезные привычки» через создание авторского мультимедийного учебно-методического пособия.

Задачи:

  1. Изучить потребности субъектов образовательного процесса, степень их готовности реализовать инновационный педагогический проект.
  2. Собрать и проанализировать  различные информационные источники по теме проекта.
  3. Разработать логическую структуру мультимедийного учебно-методического пособия.
  4. Сформировать методическую базу и медиатеку электронных ресурсов.
  5. Создать мультимедийное учебно-методическое пособие.

4. Целесообразность проекта:

  •  Интенсификация учебно-воспитательного процесса.
  • Развитие ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса.
  • Повышение мотивации к изучению курса, что важно для развития активной гражданской позиции.
  • Повышение эффективности усвоения материала.
  • Формирование ключевых компетентностей, культуры здорового образа жизни обучающихся.
  • Развитие наглядного образного мышления обучающихся.

5. Новизна  проекта:

  • Электронное учебно-методическое пособие имеет ряд преимуществ:
  • во-первых, работа с электронным пособием  интересна и увлекательна  для всех субъектов образовательного процесса;
  • во-вторых, облегчается работа учителя по подготовке уроков, так как пособие содержит весь комплекс необходимых ресурсов и использование  материалов в электронном виде намного проще работы с печатными изданиями;
  • в-третьих, создание и тиражирование материалов электронного учебно-методического пособия  не требует больших ресурсных затрат;
  • в-четвёртых, электронная версия легко поддаётся редактированию (доработке, дополнению);
  • в-пятых, электронное учебно-методическое пособие могут  использовать другие учителя, которым оно привлекательно.

6. Принципы проекта:

Открытость – возможность включения в разработку и реализацию проекта  всех заинтересованных субъектов.

Целостность – соединение образовательного процесса с его компетентностностным   воплощением.

Сотрудничество – комплексная работа и взаимодействие с максимальным количеством партнеров из разных сфер  общественной жизни.

7. Целевые группы:

Субъекты образовательного процесса

  • Социальные партнеры
  • Социальные группы

Наш проект направлен:

Во-первых: на детей младшего школьного возрастов, на формирование у них здоровых установок и навыков ответственного поведения.

В-вторых: наша деятельность направлена на педагогов, преподающих курс «Полезные привычки» в школе, на  руководителей классных коллективов и волонтерских групп.  Мы покажем, что, объединив наши усилия, можно повысить активную жизненную позицию  на пути к здоровому образу жизни.

В-третьих: наша деятельность направлена на родителей. На их ответственность и сознательность в воспитании собственных детей по выполнению ими ролевых функций в жизни семьи.

8. Ожидаемые  результаты:

I. Прямые:

  • Систематизация информационных источников по теме проекта.
  • Создание четко структурированного электронного учебно-методического пособия,  включающего в себя учебный материал, планирование, словарь, упражнения, контроль, и т.д.
  • Минимальные материальные затраты: стоимость одного CD-R (13 – 25 рублей).

II. Косвенные:

  • Изменение отношения детей к собственному здоровью и жизни, осознание необходимости ЗОЖ.
  • Снижение заболеваемости  младших школьников.
  • Повышение уровня личной ответственности за поведение.
  • Уменьшение числа правонарушений, связанных с незнанием элементарных правил.

9. Ресурсы проекта:

Медиаресурсы:

Для реализации идеи проекта необходимо  собрать нужную информацию, перевести её в электронный вариант (работа в текстовом редакторе Microsoft Office Word) и структурировать собранный материал, используя операционную среду  Microsoft Office Power Point.

Материально-технические: Сканер, компьютер.

Временные: 2009-2010 годы.

10. Деятельность в рамках проекта:

Проект  предполагает достижение поставленных цели и задач через три этапа: подготовительный,  основной  и  заключительный.

Подготовительный этап:

  1. Информирование участников образовательного процесса  о проекте, его потенциале и пользе на страницах школьной газеты (статьи, объявления), заседаниях МО.
  2. Анкетирование для выявления потребности субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать инновационный педагогический проект, для проведения социального исследования – «Оценка эффективности проекта».
  3. Выявление на основе анкетных данных потребности субъектов образовательного процесса и участников проектирования.
  4. Сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников, формирование методической базы и медиатеки электронных ресурсов.
  5. Разработка логической структуры проекта, плана деятельности и внешнего вида проекта.

Основной этап:

  1. Структурирование собранного необходимого информационного материала.
  2. Сбор ресурсов для реализации проекта.
  3. Разработка, редактирование и дизайн структурных блоков электронного учебно-методического пособия.
  4. Создание методических рекомендаций для учителя и ученика к электронному учебно-методическому пособию.
  5. Создание проекта и апробация электронного учебно-методического пособия.

Заключительный этап:

  1. Подведение итогов.
  2. Оценка эффективности проекта.
  3. Рефлексия.

11. Устойчивость проекта:

Реализация проекта « » планируется в течение двух лет: 2008-2009 гг.

На основе данного проекта предполагается:

  • Создание  учебно-методического комплекса.
  • Распространение опыта, публикации.
  • Участие в различных методических конкурсах.

12.Список литературы:

1. «Полезные привычки» (пособие для учителя). —  М., 2000., Авторский коллектив: кандидат медицинских наук Т.Б. Гречаная, кандидат педагогических наук Л.Ю.Иванова.

2. «Полезные привычки» (рабочая тетрадь). — М., 2000, Авторский коллектив: кандидат медицинских наук Т.Б. Гречаная, кандидат педагогических наук Л.Ю.Иванова.

3. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», Л.А. Обухова. – М., 2004.

Top