Модель мониторинга

Направления мониторинга:
  • Эффективность использования современных образовательных технологий
  • Изменение качества результатов образовательной деятельности
  • Уровень сформированности ключевых компетенций
  • Эффективность современного урока
  • Реализация инновационных программ
  • Реализация предпрофильного и  профильного обучения
  • Позитивное отношение социума к школе
  • Обеспечение условий безопасности
Эффективность использования современных образовательных технологий
Линия аналитики Критерии Параметры Методы диагностики
Эффективность использования современных образовательных технологий Динамика мотивации педагогов на внедрение современных технологий Соотношение внешней и внутренней мотивации Психологическое анкетирование
Увеличение числа педагогов, прошедших подготовку  по современным технологиям Количество обученных педагогов Статистика

Анкетирование

Увеличение числа педагогов, активно внедряющих современные технологии Количество педагогов, внедряющих технологии Статистика

Анкетирование

Наличие изданных методических разработок по внедряемым технологиям Опубликованные методические материалы Статистический анализ

Экспертиза

Наличие медиауроков и ЦОР для организации учебной и воспитательной работы Сценарии занятий с применением компьютера Анализ медиатеки
Наличие продуктов деятельности обучающих, отражающих внедрение современных технологий Количество социальных инициатив, проектов, исследований, презентаций Статистический анализ

Экспертиза

Педагогическое наблюдение

Динамика использования новых образовательных технологий и методик Уроки с использованием новых технологий Педагогическое наблюдение
Динамика участия педагогов в фестивалях, конкурсах методических разработок Количество педагогов – участников, призеров Статистика

 

Изменение качества результатов образовательной деятельности
Линияаналитики Критерии Параметры Методы диагностики
Изменение качества результатов образовательной деятельности Динамика формирования проектных компетентностей учащихся Количество детских образовательных инициатив,  проектов Статистика количества проектных, творческих работ. Педагогические наблюдения. Групповые рефлексии. Экспертиза детских проектов
Количество творческих работ учащихся
Динамика формирования коммуникативных компетентностей Появление малых учебных центров:по инициативе педагога;по инициативе детей Статистика
Динамика формирования социальных компетентностей Выбор учащимися различных образовательных форм и форм взаимодействия:наличие опыта выбора;обоснованность выбора Педагогические наблюдения. Анкетирование
Обоснованность социальных ролей и деятельностных позиций:удерживание ролевой функции;включенность в деятельность Анализ межролевого взаимодействия в групповой работе. Рефлексия Эмпатия
Навыки самоорганизации
Динамика психических новообразований Соотношение внутренней и внешней мотивации Психологические диагностики
Креативность
Динамика формирования гражданской зрелости Гражданские позиции обучающихся Анкетирование
Динамика участия   детей  в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах разного уровня Количество участников Статистика
Количество призеров
Количество победителей
Уровень сформированности ключевых компетенций обучающихся

Мониторинг ключевых компетенций проводился в 2-х классах: 5 А класс – предмет исследования (интегрированный урок в форме деловой игры «МЧС»), 5 Г класс – контрольный замер (традиционные уроки).

Для проведения мониторинга были определены ключевые  компетенции:

  • информационная (параметр – определение недостатка информации)
  • коммуникативная (параметр – умение работать в группе)

1. Информационная компетенция.

Объектом исследования является работа с информационным источником/  источниками, а основанием — наблюдения педагогов.

Для проведения исследования  и определения уровня сформированности информационной компетенции обучающихся  по параметру  «определение недостатка информации» использовались следующие критерии:

Низкий уровень

— обучающийся  задает вопросы, указывающие на отсутствие в источнике  конкретной информации; обучающийся самостоятельно очерчивает тот круг вопросов,  по которым он не имеет информации

Средний уровень

— обучающийся самостоятельно предлагает те источники, в которых он будет производить поиск по четко очерченному руководителем вопросу (например, районная газета, энциклопедия, научно-популярное издание, личные наблюдения за процессами, опрос и т.п.);  планирует информационный поиск (в том числе, разделение ответственности при групповом проекте, выделение тех вопросов, по которым может работать кто-то один, и тех, которые должны изучить все члены группы, и т.п.) и реализовал свой план

Высокий уровень

— обучающийся не только формулирует свою потребность в информации, но и выделяет важную и второстепенную для принятия решения информацию, структурирует информацию; прогнозирует, что информация по тому или иному вопросу будет достоверной, что выражается в намерении проверить полученную информацию, работая с несколькими источниками одного или разных видов; обучающийся  может определить не только необходимую, но и достаточную информацию для того или иного решения

Результаты исследования  представлены в диаграммах

5 Г 5 А

2. Коммуникативная компетенция.

Объектом оценки коммуникативной компетенции является продуктивная коммуникация в группе, основанием – результаты наблюдения педагогов. Критерии оценки связаны с умением соблюдать и выстраивать процедуру группового обсуждения.

Для проведения исследования  и определения уровня сформированности коммуникативной  компетенции обучающихся по параметру «работа в группе» использовались следующие критерии:

Низкий уровень.

— процедуру обсуждения устанавливает  учитель,  учитель выступает в роли организатора и координатора дискуссии

Средний уровень

— обучающиеся самостоятельно договариваются об основных вопросах и правилах обсуждения (допустимо обращение к помощи учителей перед началом обсуждения обучающиеся;   самостоятельно следуют установленной процедуре обсуждения)

Высокий уровень

— обучающиеся сами следуют установленным ими правилам; обобщают не только окончательные, но  и промежуточные результаты обсуждения; фиксируют полученные ответы и мнения как письменно, так и устно. По завершении обсуждения предлагают дальнейшие шаги, план действий. В случае если дискуссия зашла в тупик, могут использоваться разные способы, например, обучающиеся  изменяют организацию рабочего пространства в комнате — переставляют стулья, пересаживаются сами; жестко регламентируют оставшееся время работы; изменяют процедуру обсуждения,  резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов

 

Результаты исследования  представлены в диаграммах

5 Г 5 А

Эффективность современного урока

Критерии оценки эффективности урока с точки формирования ключевых компетенций обучающихся 5 классов

Выполнение установленных правил работы Продуктивная коммуникацияв ходе  работы в учебных центрах Оценка эффективности групповой работы Презентацияи её публичная защита Готовность к чрезвычайным ситуациям(по результатам рефлексии)
1 балл Ученики не уложились в отведённое время (выполнили только часть задания) Ученики смогли организовать работу в группе только при помощи учителя В группе не работали 2 и более человек Речь мало эмоциональна и выразительна, есть речевые ошибки Отметили, что готовы к ЧС и усвоили правила личной безопасности,  менее 50% учеников
2 балла Ученики уложились в отведённое время, но задание выполнено на слабом уровне Ученики в основном самостоятельно организовали работу в группе, помощь учителя незначительна В группе не работал один человек Речь эмоциональна, выразительна, но есть речевые ошибки Отметили, что готовы к ЧС и усвоили правила личной безопасности,  50% — 70% учеников
3 балла Ученики уложились в отведённое время, задание выполнено на хорошем уровне Ученики самостоятельно организовали работу в группе, распределили роли В группе работали все Речь эмоциональна, выразительна, нет речевых ошибок,  отмечается разнообразие речи Отметили, что готовы к ЧС и усвоили правила личной безопасности,  70% — 100% учеников

4 – 6 баллов – низкая эффективность урока. 7 – 9 баллов – средняя (достаточная)  эффективность урока. 10 – 12 баллов – высокая эффективность урока

Реализация инновационных программ
Линии аналитики Критерии Параметры Методы диагностики
Реализация инновационных программ Динамика мотивации педагогов на изменение образовательной практики Соотношение внешней и внутренней мотивации Анкетирование
Увеличение инновационных программ Количество инновационных программ Статистические показатели
Увеличение числа педагогов, реализующих инновационные программы Количество педагогов Статистика. Анкетирование
Увеличение числа методических разработок, дидактических материалов, проектов и т.д. Методические разработки, проекты Статистика количеств. показателей, экспертное заключение
Изменение качества инновационных разработок Соотношение замыслов проектов, описания опыта, приемов, методик и проектов, программ, технологий Педагогическое наблюдение. Экспертиза
Количество участников инновационных программ Количество обучающихся по инновационным программам Статистика
Динамика участия педагогов в инновационных фестивалях, конкурсах Количество педагогов — участников и призеров Статистика. Экспертиза
Наличие  изданных авторских инновационных программ Опубликованные инновационные программы Статистика
Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения
Линия аналитики Критерии Параметры Методы диагностики
Реализация предпрофильногои  профильного обучения Мотивация обучающихся на выбор профильной программы. Соотношение внешней и внутренней мотивации. Психологическая диагностика
Увеличение элективных курсов, УМК Программы элективных курсов, УМК Статистический анализ. Экспертиза
Вовлечение детей в профильное обучение Выбор элективных курсов Анализ журналов элективных курсов
Уровень посещаемости  элективных курсов
Результативность элективных курсов Уровень и качество обученности Тестирование. Рефлексия. Статистика рецензия работ
Количество продуктов деятельности детей
Привлечение внешних специалистов Количество привлеченных специалистов Педагогическое наблюдение
Позитивное отношение социума к школе
Линия аналитики Критерии Параметры Методы диагностики
Позитивное отношение социума к школе Динамика обучающихся отдаленных районов Количество обучающихся из других микрорайонов Анализ статистических данных
Наличие публикаций о школе в СМИ Количество публикаций Статистический анализ СМИ
Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный, управленческий процессы Динамика участия родителей в деятельности школы Педагогическое наблюдение Анкетирование
Количество совместных проектов
Возвращение выпускников школы в качестве родителей Количество родителей-выпускников школы Анкетирование Статистический анализ
Количество династий
Наличие общественной организации выпускников Динамика количества членов Ассоциации выпускников Статистический анализ
Количество дел Ассоциации Педагогическое наблюдение
Создание управляющего совета  Количество дел  Статистический анализ
Обеспечение условий безопасности
Линия аналитики Критерии Параметры Методы диагностики
Обеспечение условий безопасности Формирование культуры безопасности в ОУ Количество и уровень практических мероприятий, формирующих компетентности к действиям в ЧС Статистический анализ Педагогическое наблюдение  Экспертиза
Динамика травматизма детей во время пребывания в школе Количество травм обучающихся в школе Анализ статистических данных
Динамика предписаний органов надзора Количество предписаний Анализ актов и предписаний
Динамика ЧС – нарушений систем жизнеобеспечения Количество ЧС Статистика
Доступность медицинской помощи в ОУ Количественные и качественные показатели Наблюдение  Анализ
Уровень МТБ безопасных условий труда Количественные и качественные показатели Инвентаризация
Инновационные изменения в предмете ОБЖ ПрограммаМетодика преподавание Привлечение внешних специалистов Педагогическое наблюдение  Анализ уроков ОБЖ
Top