Модель мониторинга
Направления мониторинга:
- Эффективность использования современных образовательных технологий
- Изменение качества результатов образовательной деятельности
- Уровень сформированности ключевых компетенций
- Эффективность современного урока
- Реализация инновационных программ
- Реализация предпрофильного и профильного обучения
- Позитивное отношение социума к школе
- Обеспечение условий безопасности
Эффективность использования современных образовательных технологий
Линия аналитики | Критерии | Параметры | Методы диагностики |
Эффективность использования современных образовательных технологий | Динамика мотивации педагогов на внедрение современных технологий | Соотношение внешней и внутренней мотивации | Психологическое анкетирование |
Увеличение числа педагогов, прошедших подготовку по современным технологиям | Количество обученных педагогов | Статистика
Анкетирование |
|
Увеличение числа педагогов, активно внедряющих современные технологии | Количество педагогов, внедряющих технологии | Статистика
Анкетирование |
|
Наличие изданных методических разработок по внедряемым технологиям | Опубликованные методические материалы | Статистический анализ
Экспертиза |
|
Наличие медиауроков и ЦОР для организации учебной и воспитательной работы | Сценарии занятий с применением компьютера | Анализ медиатеки | |
Наличие продуктов деятельности обучающих, отражающих внедрение современных технологий | Количество социальных инициатив, проектов, исследований, презентаций | Статистический анализ
Экспертиза Педагогическое наблюдение |
|
Динамика использования новых образовательных технологий и методик | Уроки с использованием новых технологий | Педагогическое наблюдение | |
Динамика участия педагогов в фестивалях, конкурсах методических разработок | Количество педагогов – участников, призеров | Статистика |
Изменение качества результатов образовательной деятельности
Линияаналитики | Критерии | Параметры | Методы диагностики |
Изменение качества результатов образовательной деятельности | Динамика формирования проектных компетентностей учащихся | Количество детских образовательных инициатив, проектов | Статистика количества проектных, творческих работ. Педагогические наблюдения. Групповые рефлексии. Экспертиза детских проектов |
Количество творческих работ учащихся | |||
Динамика формирования коммуникативных компетентностей | Появление малых учебных центров:по инициативе педагога;по инициативе детей | Статистика | |
Динамика формирования социальных компетентностей | Выбор учащимися различных образовательных форм и форм взаимодействия:наличие опыта выбора;обоснованность выбора | Педагогические наблюдения. Анкетирование | |
Обоснованность социальных ролей и деятельностных позиций:удерживание ролевой функции;включенность в деятельность | Анализ межролевого взаимодействия в групповой работе. Рефлексия Эмпатия | ||
Навыки самоорганизации | |||
Динамика психических новообразований | Соотношение внутренней и внешней мотивации | Психологические диагностики | |
Креативность | |||
Динамика формирования гражданской зрелости | Гражданские позиции обучающихся | Анкетирование | |
Динамика участия детей в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах разного уровня | Количество участников | Статистика | |
Количество призеров | |||
Количество победителей |
Уровень сформированности ключевых компетенций обучающихся
Мониторинг ключевых компетенций проводился в 2-х классах: 5 А класс – предмет исследования (интегрированный урок в форме деловой игры «МЧС»), 5 Г класс – контрольный замер (традиционные уроки).
Для проведения мониторинга были определены ключевые компетенции:
- информационная (параметр – определение недостатка информации)
- коммуникативная (параметр – умение работать в группе)
1. Информационная компетенция.
Объектом исследования является работа с информационным источником/ источниками, а основанием — наблюдения педагогов.
Для проведения исследования и определения уровня сформированности информационной компетенции обучающихся по параметру «определение недостатка информации» использовались следующие критерии:
Низкий уровень
— обучающийся задает вопросы, указывающие на отсутствие в источнике конкретной информации; обучающийся самостоятельно очерчивает тот круг вопросов, по которым он не имеет информации
Средний уровень
— обучающийся самостоятельно предлагает те источники, в которых он будет производить поиск по четко очерченному руководителем вопросу (например, районная газета, энциклопедия, научно-популярное издание, личные наблюдения за процессами, опрос и т.п.); планирует информационный поиск (в том числе, разделение ответственности при групповом проекте, выделение тех вопросов, по которым может работать кто-то один, и тех, которые должны изучить все члены группы, и т.п.) и реализовал свой план
Высокий уровень
— обучающийся не только формулирует свою потребность в информации, но и выделяет важную и второстепенную для принятия решения информацию, структурирует информацию; прогнозирует, что информация по тому или иному вопросу будет достоверной, что выражается в намерении проверить полученную информацию, работая с несколькими источниками одного или разных видов; обучающийся может определить не только необходимую, но и достаточную информацию для того или иного решения
Результаты исследования представлены в диаграммах
5 Г 5 А
2. Коммуникативная компетенция.
Объектом оценки коммуникативной компетенции является продуктивная коммуникация в группе, основанием – результаты наблюдения педагогов. Критерии оценки связаны с умением соблюдать и выстраивать процедуру группового обсуждения.
Для проведения исследования и определения уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся по параметру «работа в группе» использовались следующие критерии:
Низкий уровень.
— процедуру обсуждения устанавливает учитель, учитель выступает в роли организатора и координатора дискуссии
Средний уровень
— обучающиеся самостоятельно договариваются об основных вопросах и правилах обсуждения (допустимо обращение к помощи учителей перед началом обсуждения обучающиеся; самостоятельно следуют установленной процедуре обсуждения)
Высокий уровень
— обучающиеся сами следуют установленным ими правилам; обобщают не только окончательные, но и промежуточные результаты обсуждения; фиксируют полученные ответы и мнения как письменно, так и устно. По завершении обсуждения предлагают дальнейшие шаги, план действий. В случае если дискуссия зашла в тупик, могут использоваться разные способы, например, обучающиеся изменяют организацию рабочего пространства в комнате — переставляют стулья, пересаживаются сами; жестко регламентируют оставшееся время работы; изменяют процедуру обсуждения, резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов
Результаты исследования представлены в диаграммах
5 Г 5 А
Эффективность современного урока
Критерии оценки эффективности урока с точки формирования ключевых компетенций обучающихся 5 классов
Выполнение установленных правил работы | Продуктивная коммуникацияв ходе работы в учебных центрах | Оценка эффективности групповой работы | Презентацияи её публичная защита | Готовность к чрезвычайным ситуациям(по результатам рефлексии) | |
1 балл | Ученики не уложились в отведённое время (выполнили только часть задания) | Ученики смогли организовать работу в группе только при помощи учителя | В группе не работали 2 и более человек | Речь мало эмоциональна и выразительна, есть речевые ошибки | Отметили, что готовы к ЧС и усвоили правила личной безопасности, менее 50% учеников |
2 балла | Ученики уложились в отведённое время, но задание выполнено на слабом уровне | Ученики в основном самостоятельно организовали работу в группе, помощь учителя незначительна | В группе не работал один человек | Речь эмоциональна, выразительна, но есть речевые ошибки | Отметили, что готовы к ЧС и усвоили правила личной безопасности, 50% — 70% учеников |
3 балла | Ученики уложились в отведённое время, задание выполнено на хорошем уровне | Ученики самостоятельно организовали работу в группе, распределили роли | В группе работали все | Речь эмоциональна, выразительна, нет речевых ошибок, отмечается разнообразие речи | Отметили, что готовы к ЧС и усвоили правила личной безопасности, 70% — 100% учеников |
4 – 6 баллов – низкая эффективность урока. 7 – 9 баллов – средняя (достаточная) эффективность урока. 10 – 12 баллов – высокая эффективность урока
Реализация инновационных программ
Линии аналитики | Критерии | Параметры | Методы диагностики |
Реализация инновационных программ | Динамика мотивации педагогов на изменение образовательной практики | Соотношение внешней и внутренней мотивации | Анкетирование |
Увеличение инновационных программ | Количество инновационных программ | Статистические показатели | |
Увеличение числа педагогов, реализующих инновационные программы | Количество педагогов | Статистика. Анкетирование | |
Увеличение числа методических разработок, дидактических материалов, проектов и т.д. | Методические разработки, проекты | Статистика количеств. показателей, экспертное заключение | |
Изменение качества инновационных разработок | Соотношение замыслов проектов, описания опыта, приемов, методик и проектов, программ, технологий | Педагогическое наблюдение. Экспертиза | |
Количество участников инновационных программ | Количество обучающихся по инновационным программам | Статистика | |
Динамика участия педагогов в инновационных фестивалях, конкурсах | Количество педагогов — участников и призеров | Статистика. Экспертиза | |
Наличие изданных авторских инновационных программ | Опубликованные инновационные программы | Статистика |
Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения
Линия аналитики | Критерии | Параметры | Методы диагностики |
Реализация предпрофильногои профильного обучения | Мотивация обучающихся на выбор профильной программы. | Соотношение внешней и внутренней мотивации. | Психологическая диагностика |
Увеличение элективных курсов, УМК | Программы элективных курсов, УМК | Статистический анализ. Экспертиза | |
Вовлечение детей в профильное обучение | Выбор элективных курсов | Анализ журналов элективных курсов | |
Уровень посещаемости элективных курсов | |||
Результативность элективных курсов | Уровень и качество обученности | Тестирование. Рефлексия. Статистика рецензия работ | |
Количество продуктов деятельности детей | |||
Привлечение внешних специалистов | Количество привлеченных специалистов | Педагогическое наблюдение |
Позитивное отношение социума к школе
Линия аналитики | Критерии | Параметры | Методы диагностики |
Позитивное отношение социума к школе | Динамика обучающихся отдаленных районов | Количество обучающихся из других микрорайонов | Анализ статистических данных |
Наличие публикаций о школе в СМИ | Количество публикаций | Статистический анализ СМИ | |
Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный, управленческий процессы | Динамика участия родителей в деятельности школы | Педагогическое наблюдение Анкетирование | |
Количество совместных проектов | |||
Возвращение выпускников школы в качестве родителей | Количество родителей-выпускников школы | Анкетирование Статистический анализ | |
Количество династий | |||
Наличие общественной организации выпускников | Динамика количества членов Ассоциации выпускников | Статистический анализ | |
Количество дел Ассоциации | Педагогическое наблюдение | ||
Создание управляющего совета | Количество дел | Статистический анализ |
Обеспечение условий безопасности
Линия аналитики | Критерии | Параметры | Методы диагностики |
Обеспечение условий безопасности | Формирование культуры безопасности в ОУ | Количество и уровень практических мероприятий, формирующих компетентности к действиям в ЧС | Статистический анализ Педагогическое наблюдение Экспертиза |
Динамика травматизма детей во время пребывания в школе | Количество травм обучающихся в школе | Анализ статистических данных | |
Динамика предписаний органов надзора | Количество предписаний | Анализ актов и предписаний | |
Динамика ЧС – нарушений систем жизнеобеспечения | Количество ЧС | Статистика | |
Доступность медицинской помощи в ОУ | Количественные и качественные показатели | Наблюдение Анализ | |
Уровень МТБ безопасных условий труда | Количественные и качественные показатели | Инвентаризация | |
Инновационные изменения в предмете ОБЖ | ПрограммаМетодика преподавание Привлечение внешних специалистов | Педагогическое наблюдение Анализ уроков ОБЖ | |