Рабочая программа по географии для 8 класса
Составитель: О. Б. Анянова, учитель географии высшей квалификационной категории
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образования по географии (базовый уровень) Министерства образования и науки Российской федерации. Программа предназначена для обучающихся 8 классов. Программа Рассчитана на 69 часов (два раза в неделю).
Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи:
- овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Требования к уровню освоения содержания образования.
В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий в России;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы России и её разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами отдельных регионов и страны;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности освоения ее районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий россии, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на карте географические координаты и местоположение географических объектов; разницу во времени
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Обладать базовыми компетенциями, то есть использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические
- Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- Способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;
Коммуникативные:
- Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения
- Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;
Учебно-познавательные:
- Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
- Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;
- Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;
- Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в 8 классе основной школы, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
2. Тематический план
№ | Раздел | Всего часов | Практические работы | Проектные работы |
1 | Введение.Особенности географического положения РФ | 9 | 3 | |
2 | Раздел 1. Общая характеристика природы | 19 | 4 | |
3 | Раздел 2. Природные комплексы России | 28 | 3 | 7 |
4 | Раздел 3. Рациональное природопользование и охрана природы | 8 | 1 | 5 |
5 | Резерв времени | 5 | 3 |
3. Содержание учебного курса
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (69 часов)
Введение. Особенности географического положения России (9 часов).
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Моря России. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
Практические работы.
№ 1. Элементы ГП РФ на контурной карте
№ 2. ФГХ одного из морей
№ 3. Определение поясного времени
Природа России (60 ч.)
Раздел 1. Общая характеристика природы (19 ч.)
Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практические работы.
№ 4. Установление взаимосвязи между формами рельефа, строением земной коры и ПИ на примере отдельных территорий.
№ 5. Определение изменений солнечной радиации. средних температур января и июля, годового количества осадков, коэффициента увлажнения, типа климата.
№ 6. Определение особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения реки, возможностей её хозяйственного использования.
№ 7. Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв.
Раздел 2. Природные комплексы России (28 ч.)
Природное районирование. Природные комплексы (ландшафты). Ландшафты природные и антропогенные. Природное районирование
Природные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность.
Крупные природные районы России. ФГХ крупных природных районов: Русская равнина, Северный Кавказ, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Средняя Сибирь, Северо-Восточная Сибирь, горы Юга Сибири, Дальний Восток.
Практические работы.
№ 8. Выявление по картам зависимости между природными компонентами на примере одной из природных зон.
№ 9. ФГХ Русской равнины на контурной карте.
№10. Оценка природных условий и ресурсов для жизни и деятельности человека на примере одного из природных районов.
Ученики должны: уметь показывать на карте Крупные природные районы России, называть и показывать географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т.д.), давать комплексную ФГХ, уметь отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории, оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния их на обычаи и традиции людей, выделять экологические проблемы природных регионов.
Раздел 3. Рациональное природопользование и охрана природы (8 ч.)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. Роль географии в изучении и преобразовании природы. Экологическая ситуация в России.
Практические работы.
№ 11. Составление паспорта зоны экологического бедствия
Ученики должны: уметь объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека, изменение природы под влиянием деятельности человека, значение географии в изучении и преобразовании природы, а также приводить соответствующие примеры.
Резерв времени (5часов)
4. Учебно-методическое обеспечение курса
Программные документы:
- Стандарт среднего (полного) образования по географии. М: Просвещение, 2005 .
- Программно-методические материалы. География. 6 – 9 класс (составитель Сиротин В.И.), М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Тематическое планирование с методическими указаниями 6-8 классы (составитель Воробцова Т.Н.), М.: Издательство «Учитель-АСТ», 2001.
- Тематическое планирование с методическими указаниями 9 класс (составитель Воробцова Т.Н.), М.: Издательство «Учитель-АСТ», 2001.
Учебники:
- Баринова И.И. География. Природа России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – Москва, издательский дом «Дрофа», 2010.
Учебно-методическая литература:
- И.И. Баринова Современный урок географии. Методические разработки уроков. М.: Школа-Пресс, 2000.
- И.И. Баринова. География России. Природа. 8 класс. Краткий курс. М.: Дрофа, 1997.
- Т.М. Беньковивич, Д.Л. Бенькович. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. М.: Просвещение, 1997.
- В.В.Климанов, О.А. Климанова. География в таблицах. 6 – 10 кл. Справочное пособие. М.: Дрофа, 2001.
- О.А. Климанова. География в цифрах. 6 – 10 кл. Справочное пособие. М.: Дрофа, 2000.
- Т.С. Майорова. География. Справочник школьника. М.: ТКО «АСТ», 2003.В.В. Климанов,
- Л.Е. Перлов. Изучайте географию по-новому. 7 – 10 классы. М.: «Евразийский регион», 1999.
- Н.Н.Петрова, Д.В. Новенко. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6-9 кл.). М.: Школа-Пресс, 1999.
- В.И. Сиротин. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6 – 10 классы. М.: АРКТИ, 2001.
Дидактические материалы, тесты, задачники:
- И.И. Баринова. Самостоятельные и практические работы по физической географии России. М.: Просвещение, 1998.
- В.А. Кошева, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География. 8-9 классы. М.: Дрофа. 2002.
- А.А. Летягин. Тесты. География. 6 – 10 классы.. М.: «Олимп», 1999.
- Н.Н. Петрова. Тесты по географии. 6 – 10 классы. Методическое пособие. М.: 2001.
- В.Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 кл. М.: Дрофа, 2000.
- П.М. Юрков. Георафические диктанты в 6 – 9 классах как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся. М.: Просвещение, 2000.
- П.М. Юрков. Дидактический материал по физической географии. М.: Просвещение, 1999.
Литература для обучающихся:
- А.М. Берлянт и др. Физическая география: Справочные материалы. М.: Просвещение, 2000.
- К.П. Сергеева. За страницами учебника географии. 8-9 класс. М.: Просвещение, 1997.
5. Материально-техническое обеспечение курса:
- Специализированный кабинет географии.
- Интерактивная доска, компьютеры – на базе школы.
- Карты и таблицы.
- Видеофильмы, видеофрагменты.
- Компьютерные программы.
6. Методические рекомендации
География – наука интегральная и призвана формировать у учащихся комплекс знаний о природных, экономических и социальных объектах, явлениях и процессах на Земле на территории локального, регионального и глобального масштабов. Исходя из этого целесообразно усилить в преподавании географии такие акценты, как комплексно-географический, историко-культурный, эколого-экономический и практический.
Наряду с уже устоявшимися компонентами географического содержания следует назвать некоторое новые направления его развития:
- сближение в содержании школьной географии физической и социально-экономической составляющих;
- усиление страноведения в основной школе;
- увеличение времени на изучение населения, особенностей культуры и быта народов Земли; своей Родины;
- комплексное изучение географии в логической взаимосвязи взаимозависимости природных, социальных, экономических и территориальных структур;
- органическая связь курса географии России с региональными курсами географии своего родного края, которые не дублируют, а конкретизируют и дополняют содержание курса по географии своей Родины и др.
Важнейшей задачей в обучении географии является овладение учащимися умениями самостоятельно работать с картой, статистическими материалами, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей человека среды.
Изучение географии России в 8 классах должно быть направлено в первую очередь на формирование личностных качеств учащихся: любви к Родине, уважения к населяющим её народам, их культуре и национальным особенностям; овладение географической информацией и понимание её значимости в современной жизни. Особенности природы целесообразно рассматривать как условия жизни, быта и хозяйственной деятельности , показывая при этом пути адаптации коренных народов, современного населения к жизни в разнообразных природных условиях. Географические районы России следует рассматривать как общественно-территориальные системы, где равнозначны знания природного и социально-экономического компонентов.
Следует стремиться к тому, чтобы в учебном процессе использовались учебники последних изданий, в которые были внесены необходимые исправления.
7. Календарно-тематическое планирование учебного материала
№урока | Дата | Тема урока | Практическая работа |
Введение (9 ч.) | |||
1 | Что изучает физическая география России? Роль физической науки в решении практических задач страны. Источники географической информации | ||
2 | Географическое положение РФ | ||
3 | Географическое положение России. Изменение во времени | ПР № 1. Элементы ГП РФ на к.карте | |
4-5 | Моря, омывающие территорию России | ПР № 2. ФГХ одного из морей | |
6-7 | Разница во времени на территории России | ПР № 3. Определение поясного времени | |
8-9 | История освоения и заселения территории России | ||
Раздел 1. Общая характеристика природы (18 ч.) | |||
Тема 1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (4 часа) | |||
10 | Главные особенности рельефа России. Тектоническая карта | ||
11 | Геологическое летоисчисление. Геологическая карта | ||
12 | Современное развитие рельефа, его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Стихийные явления | ||
13 | Полезные ископаемые. Закономерность их размещения | ПР № 4. Установление взаимосвязи между формами рельефа, строением земной коры и ПИ на примере отдельных территорий. | |
Тема 2. Климат и агро-климатические ресурсы (5 часов) | |||
14 | Климат.Климатообразующие факторы. | ПР № 5. Определение изменений солнечной радиации. | |
15 | Циркуляции воздушных масс. Синоптическая карта. | ||
16 | Закономерности распределения основных элементов климата на территории России | ||
17 | Типы климатов России | ПР № 6. Определение средних температур января и июля, годового количества осадков, коэффициента увлажнения, типа климата. | |
18 | Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления | ||
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа) | |||
19-20 | Реки России. | ПР № 7. Определение особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования | |
21 | Другие виды внутренних вод России | ||
22 | Водные ресурсы и человек. | ||
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (2 часа) | |||
22 | Почвы России. Почвообразующие факторы | ||
23 | Почвенные ресурсы России и их рациональное использование | ПР № 8. Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв | |
Тема 5. Растительный и животный мир (2 часа) | |||
24-26 | Своеобразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы. Проблемы охраны и восстановления растительного и животного мира | ||
27 | Урок обобщения по разделу «Общая характеристика природы России» | ||
Раздел 2. Природные комплексы России (24 часа) | |||
Тема 1. Природное районирование. Природные зоны (4 часа) | |||
28 | Природные комплексы (ландшафты). Ландшафты природные и антропогенные. Природное районирование | ||
29 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундра. Изменение природных зон во времени. Экологические проблемы | ||
30 | Лесные зоны России. Устойчивость и изменчивость природных зон. Влияние природных зон на жизнь человека. Влияние человека на природные зоны | ||
31 | Зоны степей, полупустынь и пустынь. Современные ландшафты. Высотная поясность | ПР № 10. Выявление по картам зависимостей между природными ресурсами на примере одной из зон | |
32 | Урок обобщения знаний по теме «Природные зоны» |
Тема 2. Крупные природные районы России – 20 часаУченики должны уметь показывать на карте Крупные природные районы России, называть и показывать географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т.д.),давать комплексную ФГХ, уметь отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории, оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния их на обычаи и традиции людей, выделять экологические проблемы природных регионов. | ||||
33 | Русская равнина. Общая ФГХ. | §27,28, ЛОК,инд.доклады. | ||
34 | Русская равнина на карте.Урок-практикум. | ПР № 11. ФГХ равнины на контурной карте | Контурная карта | |
35 | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. | §29,тесты. | ||
36 | Северный Кавказ –самые молодые горы России. Общая ФГХ. | §30, ЛОК,инд.доклады | ||
37 | Северный Кавказ.Особенности природных комплексов. | §31 | ||
38 | Урал – каменный пояс земли русской. Общая ФГХ. | §32 | ||
39 | Своеобразие природы Урала | 33, ЛОК,инд.доклады. | ||
40 | Природные уникумы и экология Урала. | §34 | ||
41 | Западная Сибирь. Общая ФГХ. | §35, ЛОК, инд.доклады, | ||
42 | Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их рационального использования | §36,творческое задание | ||
43 | «Счастливый случай» Обобщающий урок-игра | |||
44-45 | Средняя Сибирь. Общая ФГХ. | §37, ЛОК | ||
46 | Северо-Восточная Сибирь. Общая ФГХ. | §38, ЛОК | ||
47 | Пояс гор Южной Сибири. Общая ФГХ. | §38, ЛОК | ||
48 | Байкал – жемчужина Сибири. Медиа-урок. | §39, ЛОК | ||
49 | Природные ресурсы Восточной Сибири | ПР №12. Оценка природных условий и ресурсов для жизни и деятельности человека | §40 | |
50-51 | Дальний Восток – край контрастов | §41, ЛОК,инд.доклады | ||
52 | Природные комплексы и природные уникумы Дальнего Востока | §42, ЛОК | ||
53 | Природные ресурсы Дальнего Востока | §43,повторение темы 2 | ||
54-55 | Итоговый урок«Крупные природные районы России» | Творческое задание | ||
Раздел 3. Рациональное природопользование и охрана природы – 4 часа (обобщение) |
Ученики должны уметь объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека, изменение природы под влиянием деятельности человека, значение географии в изучении и преобразовании природы, а также приводить соответствующие примеры.
56 Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека §44, ЛОК57 Особо охраняемые территории §45,творческое задание58 Изменение природы под влиянием деятельности человека §45, ЛОК59 Роль географии в изучении и преобразовании природы §46, ЛОК61-62 Экологическая ситуация в России.ПР № 13. составление паспорта зоны экологического бедствия§4763 Закрепление материала 64.Обобщающий урок по теме « Природа России»Резерв времени – 5 ч.