Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-content/themes/Divi/includes/functions/sidebars.php on line 50

Deprecated: Вызванный метод конструктора класса WP_Widget в AboutMeWidget считается устаревшим с версии 4.3.0! Используйте __construct(). in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-includes/functions.php on line 4870

Deprecated: Вызванный метод конструктора класса WP_Widget в AdsenseWidget считается устаревшим с версии 4.3.0! Используйте __construct(). in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-includes/functions.php on line 4870

Deprecated: Вызванный метод конструктора класса WP_Widget в AdvWidget считается устаревшим с версии 4.3.0! Используйте __construct(). in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-includes/functions.php on line 4870
Рабочая программа по географии для 8 класса | Анянова Ольга Борисовна

Рабочая программа по географии для 8 класса

Составитель: О. Б.  Анянова, учитель географии высшей квалификационной категории

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образования по географии (базовый уровень) Министерства образования и науки Российской  федерации. Программа предназначена для обучающихся 8 классов. Программа Рассчитана на 69 часов (два раза в неделю).

Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Задачи:

  • овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Требования к уровню освоения содержания образования.

В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся  должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий в России;
  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы России и её разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами отдельных регионов и страны;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности освоения ее  районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий россии, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,   экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на  карте географические координаты и местоположение географических объектов; разницу во времени
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Обладать базовыми компетенциями, то есть использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические

  • Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
  • Способность задавать  и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;

Коммуникативные:

  • Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения
  • Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;

Учебно-познавательные:

  • Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
  • Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;
  • Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;
  • Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в 8 классе основной школы, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

2. Тематический план
Раздел Всего часов Практические работы Проектные работы
1 Введение.Особенности географического положения  РФ 9 3
2 Раздел 1.  Общая характеристика природы 19 4
3 Раздел 2. Природные комплексы России 28 3 7
4 Раздел 3. Рациональное природопользование и охрана природы 8 1 5
5 Резерв времени 5 3
3. Содержание учебного курса

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ           (69 часов)

Введение.  Особенности географического положения  России (9 часов).

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Моря России. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Практические работы.

№ 1. Элементы ГП РФ на контурной карте

№ 2. ФГХ одного из морей

№ 3. Определение поясного времени

Природа России (60 ч.)

Раздел 1. Общая характеристика природы (19 ч.)

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный  и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение  рельефа человеком.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов.

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практические работы.

№ 4.   Установление взаимосвязи между формами рельефа, строением земной коры и ПИ на примере отдельных территорий.

№ 5. Определение изменений солнечной  радиации.  средних температур января и июля, годового количества осадков, коэффициента увлажнения, типа климата.

№ 6. Определение особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения реки, возможностей её хозяйственного использования.

№ 7. Определение  условий почвообразования для основных зональных типов почв.

Раздел 2. Природные комплексы России (28 ч.)

Природное  районирование. Природные комплексы (ландшафты). Ландшафты природные и антропогенные. Природное районирование

Природные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность.

Крупные природные районы России. ФГХ крупных природных районов: Русская равнина, Северный Кавказ, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Средняя Сибирь, Северо-Восточная Сибирь, горы Юга Сибири, Дальний Восток.

Практические работы.

№ 8. Выявление по картам зависимости между природными компонентами на примере одной из природных зон.

№ 9. ФГХ Русской равнины на контурной карте.

№10. Оценка природных условий и ресурсов  для жизни и деятельности человека на примере одного из природных районов.

Ученики должны: уметь показывать на карте Крупные природные районы России, называть и показывать географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т.д.), давать комплексную ФГХ, уметь отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории, оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния их на обычаи и традиции людей, выделять экологические проблемы природных регионов.

Раздел 3. Рациональное природопользование и охрана природы (8 ч.)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия. Роль географии в изучении и преобразовании природы. Экологическая ситуация в России.

Практические работы.

№ 11. Составление паспорта зоны экологического бедствия

Ученики должны: уметь объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека, изменение природы под влиянием деятельности человека, значение географии  в изучении и преобразовании природы, а также приводить соответствующие примеры.

Резерв времени (5часов)

4. Учебно-методическое обеспечение курса

Программные документы:

  • Стандарт среднего (полного) образования по географии. М: Просвещение, 2005 .
  • Программно-методические материалы. География. 6 – 9 класс (составитель Сиротин В.И.), М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  • Тематическое планирование с методическими указаниями 6-8 классы (составитель Воробцова Т.Н.), М.: Издательство «Учитель-АСТ», 2001.
  • Тематическое планирование с методическими указаниями 9 класс (составитель Воробцова Т.Н.), М.: Издательство «Учитель-АСТ», 2001.

Учебники:

  • Баринова И.И. География. Природа России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – Москва, издательский дом «Дрофа», 2010.

Учебно-методическая литература:

  • И.И. Баринова Современный урок географии. Методические разработки уроков. М.: Школа-Пресс, 2000.
  • И.И. Баринова. География России. Природа. 8 класс. Краткий курс. М.: Дрофа, 1997.
  • Т.М. Беньковивич, Д.Л. Бенькович. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. М.: Просвещение, 1997.
  • В.В.Климанов, О.А. Климанова. География в таблицах. 6 – 10 кл. Справочное пособие. М.: Дрофа, 2001.
  • О.А. Климанова. География в цифрах. 6 – 10 кл. Справочное пособие. М.: Дрофа, 2000.
  • Т.С. Майорова. География. Справочник школьника. М.: ТКО «АСТ», 2003.В.В. Климанов,
  • Л.Е. Перлов. Изучайте географию по-новому. 7 – 10 классы. М.: «Евразийский регион», 1999.
  • Н.Н.Петрова, Д.В. Новенко. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6-9 кл.). М.: Школа-Пресс, 1999.
  • В.И. Сиротин. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6 – 10 классы. М.: АРКТИ, 2001.

Дидактические материалы, тесты, задачники:

  • И.И. Баринова. Самостоятельные и практические работы по физической географии России. М.: Просвещение, 1998.
  • В.А. Кошева, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География. 8-9 классы. М.: Дрофа. 2002.
  • А.А. Летягин. Тесты. География. 6 – 10 классы.. М.: «Олимп», 1999.
  • Н.Н. Петрова. Тесты по географии. 6 – 10 классы. Методическое пособие. М.: 2001.
  • В.Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 кл. М.: Дрофа, 2000.
  • П.М. Юрков. Георафические диктанты в 6 – 9 классах как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся. М.: Просвещение, 2000.
  • П.М. Юрков. Дидактический материал по физической географии. М.: Просвещение, 1999.

Литература для обучающихся:

  • А.М. Берлянт и др. Физическая география: Справочные материалы. М.: Просвещение, 2000.
  • К.П. Сергеева. За страницами учебника географии. 8-9 класс. М.: Просвещение, 1997.
5. Материально-техническое обеспечение курса:
  • Специализированный кабинет географии.
  • Интерактивная доска,  компьютеры – на базе школы.
  • Карты и таблицы.
  • Видеофильмы, видеофрагменты.
  • Компьютерные программы.
6. Методические рекомендации

География – наука интегральная и призвана формировать у учащихся комплекс знаний о природных, экономических и социальных объектах, явлениях и процессах на Земле на территории локального, регионального и глобального масштабов. Исходя из этого целесообразно усилить в преподавании географии такие акценты, как комплексно-географический, историко-культурный, эколого-экономический и практический.

Наряду с уже устоявшимися компонентами географического содержания следует назвать некоторое новые направления его развития:

  • сближение в содержании школьной географии физической и социально-экономической       составляющих;
  • усиление страноведения в основной школе;
  • увеличение времени на изучение населения, особенностей культуры и быта народов Земли; своей Родины;
  • комплексное изучение географии в логической взаимосвязи взаимозависимости природных, социальных, экономических и территориальных структур;
  • органическая связь курса географии России с региональными курсами географии своего родного края, которые не дублируют, а конкретизируют и дополняют содержание курса по географии своей Родины и др.

Важнейшей задачей в обучении географии является овладение учащимися умениями самостоятельно работать с картой, статистическими материалами, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей человека среды.

Изучение географии России в 8 классах должно быть направлено в первую очередь на формирование личностных качеств учащихся: любви к Родине, уважения к населяющим её народам, их культуре и национальным особенностям; овладение географической информацией и понимание её значимости в современной жизни. Особенности природы целесообразно рассматривать как условия жизни, быта и хозяйственной деятельности , показывая при этом пути адаптации коренных народов, современного населения к жизни в разнообразных природных условиях. Географические районы России следует рассматривать как общественно-территориальные системы, где равнозначны знания природного и социально-экономического компонентов.

Следует стремиться к тому, чтобы в учебном процессе использовались учебники последних изданий, в которые были внесены необходимые исправления.

7. Календарно-тематическое планирование учебного материала
№урока Дата Тема урока Практическая работа
Введение (9 ч.)
1 Что изучает физическая география России? Роль физической науки в решении практических задач страны. Источники географической информации
2 Географическое положение РФ
3 Географическое  положение России. Изменение во времени ПР № 1. Элементы ГП РФ на к.карте
4-5 Моря, омывающие территорию России ПР № 2. ФГХ одного из морей
6-7 Разница во времени на территории России ПР № 3. Определение поясного времени
8-9 История освоения и заселения  территории России
Раздел 1. Общая характеристика природы (18 ч.)
Тема 1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (4 часа)
10 Главные особенности рельефа России. Тектоническая карта
11 Геологическое летоисчисление. Геологическая карта
12 Современное развитие рельефа, его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Стихийные явления
13 Полезные ископаемые. Закономерность их размещения ПР № 4.   Установление взаимосвязи между формами рельефа, строением земной коры и ПИ на примере отдельных территорий.
Тема 2. Климат и агро-климатические ресурсы (5 часов)
14 Климат.Климатообразующие факторы. ПР № 5. Определение изменений солнечной  радиации.
15 Циркуляции воздушных масс.  Синоптическая карта.
16 Закономерности распределения основных элементов климата на территории России
17 Типы климатов России ПР № 6. Определение средних температур января и июля, годового количества осадков, коэффициента увлажнения, типа климата.
18 Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)
19-20 Реки России. ПР № 7. Определение   особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования
21 Другие виды внутренних вод России
22 Водные ресурсы и человек.
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (2 часа)
22 Почвы России. Почвообразующие факторы
23 Почвенные ресурсы России и их   рациональное использование ПР № 8. Определение  условий почвообразования для основных зональных типов почв
Тема 5. Растительный и животный мир (2 часа)
24-26 Своеобразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы. Проблемы охраны и восстановления растительного и животного мира
27 Урок обобщения по разделу «Общая характеристика природы России»
Раздел 2. Природные комплексы России (24 часа)
Тема 1. Природное районирование. Природные зоны (4 часа)
28 Природные комплексы (ландшафты). Ландшафты природные и антропогенные. Природное районирование
29 Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундра. Изменение природных зон во времени. Экологические проблемы
30 Лесные зоны России. Устойчивость и изменчивость природных зон. Влияние природных зон на жизнь человека. Влияние человека на природные зоны
31 Зоны степей, полупустынь и пустынь. Современные ландшафты. Высотная поясность ПР № 10. Выявление по картам зависимостей между природными ресурсами на примере одной из зон
32 Урок обобщения знаний по теме «Природные зоны»
Тема 2. Крупные природные районы России – 20 часаУченики должны уметь показывать на карте Крупные природные районы России, называть и показывать географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т.д.),давать комплексную ФГХ, уметь отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории, оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния их на обычаи и традиции людей, выделять экологические проблемы природных регионов.
33 Русская равнина. Общая ФГХ. §27,28, ЛОК,инд.доклады.
34 Русская равнина на карте.Урок-практикум. ПР № 11. ФГХ равнины на контурной карте Контурная карта
35 Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. §29,тесты.
36 Северный Кавказ –самые  молодые горы России. Общая ФГХ. §30, ЛОК,инд.доклады
37 Северный Кавказ.Особенности природных комплексов. §31
38 Урал – каменный пояс земли русской. Общая ФГХ. §32
39 Своеобразие природы Урала 33, ЛОК,инд.доклады.
40 Природные уникумы и экология Урала. §34
41 Западная Сибирь. Общая ФГХ. §35, ЛОК, инд.доклады,
42 Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы  их рационального использования §36,творческое задание
43 «Счастливый случай» Обобщающий урок-игра
44-45 Средняя Сибирь. Общая ФГХ. §37, ЛОК
46 Северо-Восточная Сибирь. Общая ФГХ. §38, ЛОК
47 Пояс гор Южной Сибири. Общая ФГХ. §38, ЛОК
48 Байкал – жемчужина Сибири. Медиа-урок. §39, ЛОК
49 Природные ресурсы Восточной Сибири ПР №12. Оценка природных условий и ресурсов  для жизни и деятельности человека §40
50-51 Дальний Восток – край контрастов §41, ЛОК,инд.доклады
52 Природные комплексы и природные  уникумы  Дальнего  Востока §42, ЛОК
53 Природные ресурсы Дальнего Востока §43,повторение темы 2
54-55 Итоговый  урок«Крупные природные районы России» Творческое задание
Раздел 3. Рациональное природопользование и охрана природы – 4 часа (обобщение)

Ученики должны уметь объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека, изменение природы под влиянием деятельности человека, значение географии в изучении и преобразовании природы, а также приводить соответствующие примеры.

56 Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека §44, ЛОК57 Особо охраняемые территории §45,творческое задание58 Изменение природы под влиянием деятельности человека §45, ЛОК59 Роль географии в изучении и преобразовании природы §46, ЛОК61-62 Экологическая ситуация в России.ПР № 13. составление паспорта зоны экологического бедствия§4763 Закрепление материала  64.Обобщающий  урок  по  теме  « Природа  России»Резерв времени – 5 ч.