Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-content/themes/Divi/includes/functions/sidebars.php on line 50

Deprecated: Вызванный метод конструктора класса WP_Widget в AboutMeWidget считается устаревшим с версии 4.3.0! Используйте __construct(). in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-includes/functions.php on line 4870

Deprecated: Вызванный метод конструктора класса WP_Widget в AdsenseWidget считается устаревшим с версии 4.3.0! Используйте __construct(). in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-includes/functions.php on line 4870

Deprecated: Вызванный метод конструктора класса WP_Widget в AdvWidget считается устаревшим с версии 4.3.0! Используйте __construct(). in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-includes/functions.php on line 4870
Я в зеркале глобальных проблем | Анянова Ольга Борисовна

Я в зеркале глобальных проблем

Программа  курса для обучающихся 10-11 классов (32 часа)

Составитель: Анянова Ольга Борисовна

Пояснительная записка

Программа курса «Я в зеркале глобальных проблем» предназначена для обучающихся 10класса. Учитывая  интегрированный характер курса, он рассчитан на 32 часа (1 час в неделю).

Содержание курса  позволяет  углубить и трансформировать систему географических и общественных знаний старшеклассников – будущих выпускников, исходя из современных задач и специфических целей профильного обучения. Главное назначение курса – дать обучающимся объективную географическую картину мира, в котором они живут и действуют, создать образы различных территорий мира и найти  свое место среди общепланетарных процессов и явлений. Отсюда вытекают задачи элективного курса:

  1. Формировать систему знаний о глобальных проблемах современности, что важно для осмысления единства сообщества людей и природы.
  2. Показать особенности взаимодействия общества и природы на современном этапе, что связано с реализацией принципа экологизации школьного образования.
  3. Повышать мотивацию к изучению проблем человечества, что важно для развития активной гражданской позиции.
  4. Формировать навыки проектно-исследовательской работы на основе развития умений анализировать различные источники знаний (тестовые, картографические, графические, статистические, IКТ).
  5. Формировать культуру географического, экологического и глобального мышления, что связано с реализацией принципа гуманизации образования.

Личностно ориентированное обучение как основа курса направлено на развитие креативных способностей учащихся. Такое обучение  предполагает создание ситуаций, связанных с самореализацией личности  и  использование активных форм: дискуссий, семинаров, конференций, деловых игр, экскурсий, консультаций, собеседований по конкретным проблемам. Целесообразна и такая форма работы, как самостоятельное индивидуальное или групповое исследование личностно значимой  проблемы и проектирование  путей  ее решения. Программа курса включает примерную тематику проектно-исследовательских работ.

Содержание курса предполагает также большую работу с разными источниками информации. Программа курса включает перечень практических работ,  требования к знаниям и умениям обучающихся по каждой теме. Интегрированный характер курса предполагает использование межпредметных связей. Наряду с учителями школы к занятиям могут привлекаться и другие специалисты изучаемых процессов.

Сильной стороной программы курса является ее актуальность и прикладная направленность, так как вооружает будущих выпускников знаниями о глобальных проблемах и помогает им сориентироваться в процессах и явлениях, происходящим в современном мире.

СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ   КУРСА

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. (1 час)

Задачи и содержание курса. Глобалистика и глобальная география: общее и различие.  Глобальные проблемы человечества: классификация, пакет глобальных проблем, их суть и факторы возникновения. Обострение глобальных проблем на современном этапе развития человеческого общества. Угроза гибели человечества.

Роль географии в изучении глобальных проблем. Выбор темы для самостоятельного исследования и проектирования.

Понятия:

  1. Глобалистика
  2. Глобальная география
  3. Глобальные проблемы человечества

Межпредметные связи:

Обществознание: 9 кл. – «Глобальные проблемы»

Требования к знаниям и умениям:

Знать:

  • Общее и различие глобалистики и глобальной географии.

Уметь:

  • Выделять ключевые глобальные проблемы человечества.
  • Объяснять причины возникновения глобальных проблем.
  • Понимать роль географии в изучении и решении глобальных проблем.

Тема 2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК. (2 часа)

Биосфера, ее пределы. Учение В.И.Вернадского. ойкумена. Расширение географических границ Ойкумены.  Взаимодействие человека и биосферы на разных исторических этапах. Антропогенный этап развития биосферы.

Понятие об экологическом развитии биосферы.  Биогеохимические циклы и круговороты.  Сценарии гибели биосферы.

Понятия:

  1. Биосфера
  2. Ойкумена
  3. Экологическое равновесие
  4. Ноосфера
  5. Экосистема
  6. Биогеохимический круговорот веществ и энергии

Практикум:

Составление схем биогеохимических круговоротов азота, кислорода, углекислого газа.

Межпредметные связи:

Биология: 7, 10 кл. «Уровни организации жизни».

Экология: 6 – 9 кл. «Экосистемы», «Экологическое равновесие», «Круговороты веществ и энергии».

Химия: 8 кл. «Кислород», 9 кл. «Азот», «Углерод»

Требования к знаниям и умениям:

Знать:

  • Основные понятия темы.
  • Границы, состав и свойства биосферы.
  • Виды антропогенного воздействия  на биосферу.

Уметь:

  • Характеризовать современное состояние биосферы.
  • Объяснять роль углерода, азота, кислорода, фосфора и других элементов в процессе круговоротов веществ.
  • Объяснять значение живых организмов – движущей силы круговоротов.

Тема 3. ЯДЕРНАЯ УГРОЗА И СОХРАНЕНИЕ МИРА. (2 часа)

Предотвращение ядерной войны и сохранение мира – основная проблема человечества. Угроза самоуничтожения цивилизации. Страны «ядерного клуба». Расползание ядерного оружия по планете.  «Безъядерные зоны».

Региональные конфликты – кровоточащие раны на планете: причины    их возникновения и пути решения. Программа «Партнерство во имя мира». Изменения во взаимоотношениях между державами мира.

Понятия:

  1. «Ядерный клуб»
  2. «Безъядерные зоны»
  3. Региональный конфликт
  4. «Горячие точки»

Практикум:

Экскурсия  в воинскую часть.

На контурных картах обозначить: страны «ядерного клуба», региональные конфликты современности.

Межпредметные связи:

ОБЖ: 8 кл. ««Ядерное  оружие, меры защиты»».

Требования к знаниям и умениям:

Знать:

  • Страны «ядерного клуба».
  • «Безъядерные зоны».
  • Региональные конфликты современности.

Уметь:

  • Объяснять причины возникновения региональных конфликтов.
  • Понимать суть программы «Партнерство во имя мира».
  • Оформлять контурные карты.

Тема 4. ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ. (4 часа)

Глобальная экология: термины и содержание. История экологии как науки. Современная экология – комплекс наук. Значение экологии. Элементы глобальной экологии. Экологические факторы. Техногенез и  антропогенез: общее и различие. Основные виды загрязнения. Техногенные и антропогенные катастрофы. Экологические кризисы. Глобальные изменения оболочек Земли.

Понятия:

  1. Экология
  2. Техногенез
  3. Антропогенез
  4. Экологический кризис
  5. Зона экологического бедствия
  6. Геоэкологические катастрофы

Практикум:

Экскурсия на водоканал. Составление экологического паспорта местного предприятия.

Устройство радиометров, дозиметров, замеры радиации в школе и вокруг ее.

Решение экологических задач и ситуаций.

Межпредметные связи:

Экология: 6 – 9 кл. «Наука экология», «Экологические факторы», «Виды загрязнений», «Техногенез и антропогенез», «Экологические кризисы и катастрофы».

Биология:  6,7 кл. «Факторы среды»

ОБЖ:  8 кл. «Радиационное  и химическое оружие, меры защиты»

Требования к знаниям и умениям:

Знать:

  • Основные понятия темы.
  • Виды загрязнений.
  • Значение экологических факторов: абиотических, биотических, антропогенных.

Мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий техногенных и антропогенных катастроф.

Уметь:

  • Проводить замеры радиации.
  • Составлять экологический паспорт предприятия.
  • Решать экологические задачи и ситуации разного уровня и содержания.
  • Объяснять причины техногенных и антропогенных катастроф.

Тема 5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕГИОНАХ МИРА. (8часов)

Экология Европы: проблемы бассейнов Балтийского, Северного, Средиземного морей; кислотные дожди; деградация почв, ландшафтов. Парниковый эффект, причины и последствия.

Экология  Азии: загрязнение нефтепродуктами вод Персидского залива; вырубка тропических лесов; деградация элементов и биосферы в целом.

Экология Африки: опустынивание и обезлесение земель; трагедия Сахеля; уменьшение видового разнообразия биосферы.

Экология Северной Америки: кислотные дожди и экологические последствия их выпадения; проблемы Великих озер; современное с/х и загрязнение почв пестицидами и удобрениями; добыча нефти и газа в зоне мерзлоты; природоохранные территории.

Экология Латинской Америки: вырубка тропических лесов Амазонии; строительство Трансамазонской магистрали; экологический колониализм.

Экология Антарктиды: озоновая дыра, экологическое значение озонового экрана.

Экология России, Томской области. Экологическая безопасность. Природоразрушительные проекты. Парниковый эффект, причины и последствия. Радиационное загрязнение: ядерные испытания, аварии и захоронения. Зоны экологического бедствия.

Разрушение нормальных экологических условий для жизни, здоровья человечества. Условность государственных и административных границ в экологических процессах. Правовая основа природоохранных мероприятий. Организация Гринпис. ЮНЕП. Глобальные экологические прогнозы.

Понятия:

  1. Сахель
  2. Кислотные дожди
  3. Парниковый эффект
  4. Загрязнение географической среды
  5. «Опустынивание»
  6. «Обезлесение»
  7. Зона экологического бедствия

Практикум:

Экскурсия в экологический комитет Администрации района. Анализ загрязнения воды и снега.

Эколого-гигиеническая оценка района своего проживания: замусоренность, загазованность, уровень шума.

На контурных картах обозначить: районы опустынивания и исчезновения тропических лесов;  зоны экологического бедствия России.

Межпредметные связи:

Экология: 6 кл. «Экология Томской области», 8, 9 кл. «Экологическая ситуация в районах мира», «Правовая основа природоохранных мероприятий», «Организация Гринпис», «Глобальные экологические прогнозы», «Особоохраняемые территории», «Зоны экологического бедствия» и т.д.

Требования к знаниям и умениям:

Знать:

  • Основные понятия темы.
  • Экологические проблемы регионов мира, причины возникновения и обострения.

Уметь:

  • Объяснять основные понятия темы.
  • Анализировать тематические географические карты.
  • Составлять экологический паспорт зоны экологического бедствия.
  • Давать эколого-гигиеническая оценка района своего проживания.
  • Получать экологическую информацию из различных источников знаний.
  • Применять знания в природоохранной  деятельности.
  • Оформлять контурные карты.

Тема 6. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. (2 часа)

Демографическая история человечества. Теория демографического перехода. Демографические проблемы и демографическая политика в странах 1 типа воспроизводства: снижение темпов естественного прироста, депопуляция населения, старение нации. Экологические последствия урбанизации, проблемы агломераций и мегалополисов (утилизация бытовых и промышленных отходов).

Демографические проблемы и демографическая политика в странах 2 типа воспроизводства: рост населения и социальные конфликты, «ложная урбанизация».

Понятия:

  1. Воспроизводство населения
  2. Теория демографического перехода
  3. «Демографический взрыв»
  4. «Демографический кризис»
  5. «Депопуляция» населения
  6. Демографическая политика
  7. «Ложная урбанизация»

Практикум:

На контурных картах обозначить: крупнейшие городские агломерации  и мегалополисы мира.

Анализ и прогноз демографической ситуации в Колпашевском районе.

Межпредметные связи:

Экология: 9 кл. «Промышленные экосистемы», «Экосистемы города»

Требования к знаниям и умениям:

Знать:

  • Основные понятия темы.
  • Демографические проблемы и особенности демографической политики в странах с разным типом воспроизводства.

Уметь:

  • Анализировать статистические данные и составлять прогнозы.
  • Анализировать тематические географические карты.
  • Объяснять причины и находить пути решения демографических проблем в странах с разным типом воспроизводства.
  • Оформлять контурные карты.

Тема 7.  ПРОБЛЕМА  РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ. (3 часа)

Понятия:

  1. Ресурсообеспеченность
  2. «Энергетический кризис»Классификация природных ресурсов: природная, экологическая, хозяйственная, по степени  разведанности, по величине запасов. Ресурсообеспеченность различными видами природных ресурсов мира в целом и отдельных регионов. Противоречия между потреблением и сохранением природы. Пути выхода из кризиса. Рациональное природопользование. Политика ресурсосбережения. Новые ресурсосберегающие технологии.
  3. Рациональное природопользование
  4. Геотехнология
  5. Биотехнология
  6. Ресурсосберегающая политика

Практикум:

Оценка ресурсообеспеченности основными видами природных ресурсов регионов мира.

На контурных картах обозначить: крупнейшие бассейны и месторождения минеральных и топливно-энергетических ресурсов.

Межпредметные связи:

Экология: 9 кл. «Природопользование»

Требования к знаниям и умениям:

Знать:

  • Основные понятия темы.
  • Страны, обладающие крупными запасами природных ресурсов разных видов.
  • Основы рационального природопользования, ресурсосберегающей политики.

Уметь:

  • Анализировать тематические географические карты.
  • Выделять причины дефицита ресурсов и пути по его преодолению.
  • Определять ресурсообеспеченность основными видами природных ресурсов регионов мира.
  • Оформлять контурные карты.

Тема 8. ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА. (2часа)

Комплексная ресурсная база Мирового океана. Водные ресурсы. Топливно-энергетические ресурсы. Минеральные ресурсы. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Морское хозяйство. Масштабы и виды загрязнения Мирового океана. Рациональное океаническое природопользование.

Понятия:

  1. Железомарганцевые конкреции
  2. Марикультура
  3. Аквакультура
  4. Морское хозяйство
  5. Рациональное океаническое природопользование.

Практикум:

На контурных картах обозначить: основные районы добычи нефти в Мировом океане; районы экологического загрязнения.

Требования к знаниям и умениям:

Знать:

  • Основные понятия темы.
  • Основные районы нефтедобычи.
  • Бассейны железомарганцевых конкреций.
  • Особенности рационального океанического природопользования.

Уметь:

  • Анализировать тематические географические карты.
  • Оформлять контурные карты.
  • Определять ресурсообеспеченность Мирового океана.
  • Выделять масштабы и виды загрязнения Мирового океана.

Тема 9. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА.

ПРОБЛЕМА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.  (2 часа)

Продовольственная ситуация в регионах мира. Калорийность питания, суточная потребность человека. Региональные типы питания. Голод и недоедание в современном мире. Регионы критической продовольственной ситуации.  Демография и продовольственная проблема.  Экологический кризис и продовольственная проблема. Пути решения продовольственной проблемы. «Зеленая революция», аграрные реформы. Региональное сотрудничество и международная продовольственная помощь.

Взаимосвязь продовольственной проблемы с проблемой здоровья человека. Состояние здоровья населения в современном мире в целом и в отдельных регионах. СПИД – чума века. Охрана здоровья человека. Здоровый образ жизни.

Понятия:

  1. Качество питания
  2. СПИД
  3. «Зеленая революция»

Практикум:

Определение качества питания своей семьи.

На контурных картах обозначить: регионы критической продовольственной ситуации.

Межпредметные связи:

Биология: 9кл. «Пищеварение. Обмен веществ», «Сохранение здоровья человека».

Требования к знаниям и умениям:

Знать:

  • Основные понятия темы.
  • Факторы продовольственной ситуации.
  • Зоны критической продовольственной ситуации.
  • Пути решения продовольственной проблемы.

Уметь:

  • Анализировать различные источники знаний.
  • Определять  качество питания своей семьи.
  • Оформлять контурные карты.
  • Соблюдать здоровый образ жизни.

Тема 10. ПРОБЛЕМА ОТСТАЛОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН. (2часа)

Факторы отсталости. Колониальный тип хозяйства. Масштабы и критерии отсталости. Неоднородность социально-экономического развития. Проблема народонаселения. Проблема социального положения женщины. Религиозные, этнические, территориальные конфликты. Стран «третьего мира» и их «вклад» в нарушение экологического равновесия. Преодоление отсталости развивающихся стран, поиск выхода из кризиса.

Понятия:

  1. Колониальный тип хозяйства
  2. Монокультура
  3. «Третий мир»
  4. Новые индустриальные страны

Межпредметные связи:

История:

Требования к знаниям и умениям:

Знать:

  • Основные понятия темы.
  • Особенности  стран «третьего мира», факторы, критерии и масштабы их отсталости.

Уметь:

  • Объяснять основные понятия темы.
  • Выделять факторы отсталости.
  • Определять критерии и масштабы отсталости.

Тема 11. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.

МОНИТОРИНГ БУДУЩЕГО.  (4 часа)

Взаимосвязь глобальных проблем. Перспектива развития цивилизации. Методы наблюдения за состоянием географической среды. Геоинформационные системы. Мониторинг окружающей среды, прогнозы и глобальные модели развития мира. Концепция «устойчивого развития». Индекс развития человеческого потенциала.

Презентация исследовательских и проектных работ обучающихся.

Понятия:

  1. Геоинформационные системы
  2. Мониторинг
  3. «Устойчивое развитие»
  4. Индекс развития человеческого потенциала

Практикум:

Творческая работа – рассуждение:

«Мыслить глобально – работать локально»;

«В какой мере решение глобальных проблем зависит от каждого из нас, в том числе от тебя?»

Деловая игра: «Сценарии будущего»

Презентация и защита исследовательских и проектных работ обучающихся.

Межпредметные связи:

Экология: 9 кл. «Экологический мониторинг», «ГИС».

Требования к знаниям и умениям:

Знать:

  • Основные понятия темы.
  • Интегрированный характер глобальных проблем.
  • Суть, причины и пути решения глобальных проблем.
  • Методы исследования и проектирования.
  • Мониторинг и сценарии будущего.

Уметь:

  • Получать и анализировать необходимую информацию.
  • Проводить и оформлять проектно-исследовательскую работу.
  • Применять полученные знания в дискуссиях, деловых играх и общении.
  • Проводить  рациональное природопользование в личном хозяйстве.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема курса

Часы

Формы занятий

Формы контроля

Лекция Пр.работа Активные формы

1

Введение

1

1

Тесты

2

Биосфера и человек

2

1

1

семинар

Тесты

3

Ядерная угроза и сохранение мира

2

0,5

0,5

1

экскурсия

К.карта

4

Глобальная экология

4

1

2

1

экскурсия

Решение задач

5

Экологическая обстановка и экопроблемы в регионах мира

8

1

3

4

экскурсия

семинары

конференц.

ТестыК.карта

Доклады

6

Демографические проблемы

2

0,5

1

0,5

дискуссия

Тесты

7

Проблема ресурсообеспеченности

3

0,5

1

1,5

конференц.

ДокладыК.карта

8

Проблемы освоения Мирового океана

2

 

0,5

1,5

семинар

СообщенияК.карта

9

Продовольственная проблема. Проблема ухудшение здоровья человека

2

0,5

1

0,5

дискуссия

Оценка качества питания семьи

10

Проблема отсталости развивающихся стран

2

 

2

семинар

Сообщения

11

Взаимосвязь глобальных проблем. Мониторинг будущего

4

1

3

Деловая игра Защита тв.работ

Творческие работы

Итого:

32

 

 

РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Методические рекомендации учителю:

Учителю необходимо продумать и разработать форму занятий (планы семинаров, конференций, практических работ, деловой игры), формы контроля, критерии оценивания. Можно составить рейтинговую систему, где будет отражаться поэтапное освоение тем, результаты практических работ, тестов, успешные сообщения, выступления и т.д. Данный курс предполагает выполнение обучающимися итоговой работы. Поэтому учителю важно продумать методы дифференцированного, личностно-ориентированного  обучения: организация и проведение обучающимися самостоятельного исследования или проектирования (результат и защита будут представлены на итоговых занятиях).

На вводном занятии необходимо уделить большое внимание формированию положительной мотивации к обучению.  Познакомить обучающихся с целью, задачами и содержанием курса, с формами занятий, видами практических и контрольных работ. Ввести основные понятия. Целесообразно составить схему: «Классификация глобальных проблем». Обсудить с детьми возможные темы для самостоятельного исследования и проектирования, требования к работе. Допускается вариант, что итоговая работа выполняется по желанию. Учителю совместно с обучающимися необходимо составить план, график внеурочных консультаций и проведения, оформления  индивидуального исследования для каждого.

Изучая глобальные проблемы, следует придерживаться плана: суть проблемы, причины возникновения, пространственное проявление, пути решения, возможный личный вклад в решение каждой проблемы. Теоретические лекции в основном носят установочный характер и призваны подготовить обучающихся к самостоятельной учебной деятельности: анализ источников, поиск необходимой информации, составление схем, заполнение таблиц, решение задач и проблем, а также  привлечь к дискуссии и обсуждению. Во время занятий и подготовки к ним необходимо широко использовать IКТ, что приведет к повышению мотивации учеников и эффективности обучения.

В содержание занятий необходимо включать изучение основных понятий. Эту работу можно организовать активными способами: работа со словарями; нахождение соответствий между понятием и их определением во время дискуссий.  Результат данной работы заносится в словарь курса.

Предлагается выполнение разнообразных практических работ на основе анализа географических карт, статистических таблиц и т.д. Выполняя работы на контурной карте, необходимо обучающихся познакомить с общими требованиями их оформления. Целесообразно организовать экскурсии на местные предприятия соответствующего проблеме профиля. При проведении практических работ на местности и экскурсий необходимо провести инструктаж по технике безопасности, результат занести в специальный журнал. Во время выполнения практических работ учитель выступает в качестве тьютора.

Для организации семинаров и конференций целесообразно предлагать опережающие задания согласно плану занятия. Задания можно давать как индивидуальные, так и групповые. Во время подготовки таких занятий необходимо проводить внеурочные консультации: где будет обсуждаться план выступления, источники и  результат. На занятиях важно организовать не только прослушивание, но и обсуждение результатов опережающего задания, акцентировать внимание на основных моментах.  Можно организовать заполнение различных систематизирующих таблиц. В качестве итога занятий целесообразно проводить рефлексию разными методами, чтобы ребята пропустили через себя всю полученную информацию и оценили ее значимость для себя лично. Эффективность проведения и результат семинаров и конференций будут от этого более высокими.

В качестве контроля над уровнем обученности можно рекомендовать: проведение тестирования, практические работы, решение экологических задач и ситуаций. Можно предложить и такой вариант как составление творческих тестов учениками, обмен тестами и решение их. Но тогда обучающихся надо познакомить с требованиями к составлению тестов: открытых и закрытых.

Курс завершается темой обобщающего  характера. Здесь важно акцентировать внимание на взаимосвязь глобальных проблем, на невозможность решения какой-либо проблемы  в отдельности, на необходимость участия каждого человека в сохранении цивилизации на Земле. На заключительных занятиях обучающиеся представляют результаты своего исследования и проектирования, защищают их.

Примерная тематика проектных и исследовательских работ:

  1. «Озоновая дыра»: причины и последствия разрушения озонового экрана.
  2. «Парниковый эффект». Прогноз глобального потепления климата.
  3. Проблемы освоения Амазонии.
  4. Урбанизация – узел проблем.
  5. Оставим ли мы ресурсы нашим потомкам?
  6. Можно ли преодолеть водный голод на планете?
  7. Какие последствия для планеты имеет загрязнение Мирового океана.
  8. Ресурсный потенциал Мирового океана.
  9. Экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран Сахеля.
  10. Что ожидает человечество в XXI веке?
  11. Развивающиеся страны – единство и многообразие.
  12. Концепция «устойчивого развития».
  13. «Зеленая революция» и ее роль в решении продовольственной проблемы.
  14. Устранение голода и недоедания – актуальная проблема человечества.
  15. Экологические последствия освоения районов Крайнего Севера.
  16. «Зеленый покров» планеты в опасности.
  17. Почему современную эпоху называют эпохой глобальных проблем?
  18. Ядерный потенциал мира.
  19. Альтернативные источники энергии: их преимущества и недостатки.
  20. СПИД – чума века.
  21. Проблемы наркомании и суицида среди молодежи.
  22. Программа ООН. Повестка дня на XXI век.

Литература для обучающихся:

  1. Географические атласы для средней школы. Дрофа, Просвещение, АРТ пресс.
  2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1995. – 207с.
  3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая  и социальная география мира: учебник для 10 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 270с.
  4. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы: для учащихся 9 – 10 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1986. – 175с.
  5. Лавров С.Б.,  Гладкий Ю.Н. Глобальная география. 11 кл.: учебник для общеобразоват. учебн. Заведений. – М.: Дрофа,2002. – 352с.
  6. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: Учебник для общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2002.

Литература для учителя и исследовательской работы ученика:

  1. Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе. – М., 1988.
  2. Борисов В.А. Население мира: Демографический справочник. – М.: Мысль, 1989. – 477с.
  3. Брук С.Н. Население мира: Энциклопедический справочник. – М.: Мысль,  1981. – 356с.
  4. Географические атласы для средней школы. Дрофа, Просвещение, АРТ пресс.
  5. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая  и социальная география мира: учебник для 10 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 270с.
  6. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1995. – 207с.
  7. Гладкий Ю.Н., Григорьев А.А. Горизонты Ойкумены. – Л.,1990. – 342с.
  8. Григорьев А.А. Экологические уроки прошлого и современности. – Л.,1991.
  9. Залогин Б.С. Океан человеку. – М.: Мысль, 1993 – 206с.
  10. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы: для учащихся 9 – 10 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1986. – 175с.
  11. Колосов В.А. Политическая география. – Л.,1988. – 347с.
  12. Колосов В.А., Мироненко П.С. Геополитика и политическая география. –  М.: Аспект Пресс, 2001.
  13. Лавров С.Б.,  Гладкий Ю.Н. Глобальная география. 11 кл.: учебник для общеобразоват. Учебн. Заведений. – М.: Дрофа,2002. – 352с.
  14. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: Учебник для общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2002.
  15. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М., 2000.
  16. Ноэл Тип. Прогнозы на новое тысячелетие. – М.,1998.
  17. Организация Объединенных Наций: Справочник. – М., 2003.
  18. Реймерс Н.Ф.  Природопользование от А до Я: словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990. – 637с.
  19. Страны и народы. Земля и человечество. Глобальные проблемы.: в 20 томах – М.,1985.
  20. Страны мира. Статистический справочник Всемирного банка. – М.: Весь мир, 2001,2002.
  21. «Третий мир» и судьбы человечества. – М.:Мысль, 1990. – 215с.
  22. Холина В.Н. География человеческой деятельности. 10 класс: Учебник для общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2002.
  23. Юдасин Л.С. Энергетика:  проблемы и надежды. – М.: Мысль, 1990. – 243с.