Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-content/themes/Divi/includes/functions/sidebars.php on line 50

Deprecated: Вызванный метод конструктора класса WP_Widget в AboutMeWidget считается устаревшим с версии 4.3.0! Используйте __construct(). in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-includes/functions.php on line 4870

Deprecated: Вызванный метод конструктора класса WP_Widget в AdsenseWidget считается устаревшим с версии 4.3.0! Используйте __construct(). in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-includes/functions.php on line 4870

Deprecated: Вызванный метод конструктора класса WP_Widget в AdvWidget считается устаревшим с версии 4.3.0! Используйте __construct(). in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-includes/functions.php on line 4870
Лес и человек | Анянова Ольга Борисовна

Лес и человек

Программа элективного курса для обучающихся 7-8 классов

Составитель: Анянова Ольга Борисовна

 Пояснительная записка.

Человечество в начале нового века. Это невольно заставляет искать ответы на общечеловеческие вопросы: что нас ждет в будущем? Чему нас учит прошлое?

Важно отыскать альтернативу потребительскому отношению  к природе, к лесным богатствам. Содержание данного курса помогает ответить на важные жизненные вопросы, т.к. включает материал, который предполагает формирование новых ценностных ориентации по отношению к родной природе, гуманистические идеи, знакомит школьников с реальными проблемами современной жизни.

Курс рассчитан на 17 часов для предпрофильной подготовки обучающихся 7-8 классов он состоит из 4 логически взаимосвязанных разделов. Особенностью курса является практикум «Наша помощь лесу», который предусматривает практическую деятельность обучающихся по изучению состоянии местных лесов и охраны, формирует компетенции безопасной жизнедеятельности в лесу.

Личностно ориентированное обучение как основа курса направлена на формирование социально-коммуникативной компетенции. Для это предусмотрены социальные проекты,  дебаты по конкретным проблемам, деловые и ролевые игры, научно-практические конференции. Предусмотрена и самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся по проблемам, лично значимой для них. Наряду с учителями школы к занятиям предполагается привлекать и работников лесного хозяйства.

Знания и компетентности, приобретенные обучающимися при изучении данного курса, могут быть впоследствии использованы ими в  сферах своей будущей деятельности. Изучение данного курса способствует выбору обучающимися будущей профессии, поступлению на соответствующие факультеты вузов, техникумов, колледжей.

Программа курса

Раздел I. Леса в нашей жизни (2 часа)

Тема 1. Общее понятие о лесе. Леса как один из основных элементов географической оболочки. Понятие о лесном биогеоценозе. Вклад В.Н. Сукачева в исследование леса. Лес как открытая экосистема. Лесное хозяйство и его задачи.

Тема 2. Многосторонняя ценность леса. Средообразующая роль леса. Воздухоохранная роль леса. Почвозащитная роль леса. Лес и искусство. Лес и здоровье. Лес и религии. Экономическое значение леса.

Раздел II. Леса России (5  часов)

Тема 1. Общая характеристика лесов мира. Лесопокрытая площадь на материках и в различных странах. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Лесистость территории.

Тема 2. Лесотундра России. Географическое положение и особенности территории. Границы лесотундры в РФ. Видовой состав растительности. Особенности природопользования в зоне лесотундры. Охрана ПК тундры.

Тема 3. Леса умеренного пояса России. ГП и состав. Зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов. Видовой состав растительности европейской и азиатской тайги. Хозяйственная деятельность в тайге и её влияние на видовой состав растительности. Заповедники и заказники, национальные парки зоны лесов.

Тема 4. Лесостепь России. Лесные экосистемы в зоне лесостепи и степи, их особенности, характер распространения. Видовой состав и возрастающее значение леса в этих зонах. Формы и методы лесоразведения.

Тема 5. Заповедные леса. История заповедного дела в России и Томской области. Вклад Н.Н. Бородина, В. В. Докучаева в развитие заповедного дела. Современное состояние и проблемы заповедного дела в России и Томской области. Красная книга.

Раздел III. Проблемы лесопользования. (2 часа)

Тема 1. Лесопользование. Виды лесопользования. Принципы лесопользования. Основы лесного законодательства.

Тема 2. Влияние человека на состояние лесов. Загрязнение и виды загрязнителей. Меры по предупреждению и ликвидации загрязнений. Лесные пожары и их предупреждение. Болезни и вредители леса. Меры борьбы с ними. Лесовосстановление и лесоразведение. Профессии, связанные с лесом.

Раздел IV. Будущее лесов (1 час)

Тема1. Мониторинг. Методы изучения лесов. Мониторинг состояния лесной экосистемы в России и Томской области. Международное сотрудничество по охране лесов. Участие России в сотрудничестве по охране лесов. Общественные организации по охране лесов.

Практикум «Наша помощь лесу»

  1. Определение видового разнообразия растительности ближайшего леса.
  2. Составление комплексной характеристики лесов своей местности.
  3. Сбор и обобщение материала по истории заповедного дела в России, в Томской области.
  4. Лесная аптека.
  5. Ориентирование в лесу.
  6. Кодекс туриста. Разрабатываем правила рационального поведения в лесу.
  7. Экологические плакаты. Пропаганда идей бережного отношения к лесу.

Источники:

  1. Лесная энциклопедия. – М., 2000.
  2. Еник Я. Иллюстрированная энциклопедия лесов. – М.: Артия, 1997.
  3. Петров В.В. Лес и его жизнь. – М.: Просвещение, 1996.
  4. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. – М., 1990.
  5. Заповедники России. – М., 1987.
  6. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение, 1999.
  7. INTERNET