О чем говорит карта?

Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов (16 часов)

Составитель: Анянова Ольга Борисовна

Пояснительная записка

Топонимика в школьном курсе географии не относится к числу самостоятельно и глубоко изучаемых тем. В то же время географические названия – обязательный элемент географии. Без преувеличения можно сказать, что знание школьниками топонимов характеризует их знание географической карты.

Сильной стороной представленной программы является её прикладная направленность. Изучение местных географических названий во всем их богатстве служит важным средством сознательного восприятия окружающей среды, познания своего края и воспитания любви к нему. Правильность же написания топонимов является важной частью общей грамотности обучающихся, а правильность их произношения повышает общую культуру речи. Изучение географических названий также открывает большие возможности по налаживанию межпредметных связей географии с историей, русским языком.

Материал  данной программы предназначен как для индивидуальной, так и для коллективной деятельности обучающихся поискового, научно-исследовательского и проектного характера, что в конечном итоге предполагает создание «Словаря местных топонимов».

Курс рассчитан на 16 часов, он предлагается для предпрофильного обучения в 8-9 классах.

Цели курса:

  • Дидактическая – повышение мотивации к овладению знаниями и умениями.
  • Воспитательная – формирование внутренней культуры школьников.
  • Развивающая – формирование креативных способностей и проектно-исследовательских компетентностей учеников.
  • Образовательная – расширение знаний по географии и топонимики.

Для их достижения необходимо решить следующие задачи:

  • Показать информационную значимость топонимов, содержащих ценные исторические, географические, лингвистические сведения.
  • Углубить знания по географии и топонимики.
  • Познакомить с приемами сбора и обработки топонимов на основе местного материала.
  • Развить проектно-исследовательские и креативные способности обучающихся.

При построении программы соблюдались принципы научности, системности, доступности.

СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ   КУРСА

Введение. (2 часа)

Топонимика как предмет исследования. Научное и практическое значение топонимики. Связь топонимики с другими науками: историей, географией, археологией, лингвистикой, социологией.

Основные принципы и направления топонимических исследований. Методы изучения.

Понятия:

  1. Топонимика.

Практикум:

  • Использование различных методов топонимических исследований.
  • Выбор темы для исследования и проектирование работы.

Раздел 1. Топонимика. (2 часа)

Топонимы. Макротопонимы. Микротопонимы города и сельской местности. Микротопонимы – начальный этап формирования топонима. Смена географических названий: традиции и проблемы.

Разноязычность топонимов. Орфография и произношение  топонимов.

Понятия:

  1. Топоним.
  2. Макротопоним.
  3. Микротопоним.

Практикум:

  • Анализ географических карт, нахождение топонимов. Их правописание, произношение. Работа с орфографическими, географическими словарями.

Раздел 2. Топонимика и микротопонимика Томской области и Колпашевского района. (5 часов)

Основные черты истории Томской области. Отражение истории области в географических названиях. Топонимы, отражающие прошлое области, историю заселения. История названий города (села, деревни). История названий улиц г. Колпашева.

Названия географических и производственных (экономических) объектов. Перенос названия производственного объекта на поселение. Названия, связанные с хозяйственной деятельностью, промыслами человека.

Топонимы отражающие природные особенности области и района. Топонимы, образованные от гидронимов. Субстратная топонимика на территории области и района.

Топонимы культового происхождения (названия храмов, монастырей, а также поселения образованные от подобных названий).

Новые географические названия на карте области, района. Целесообразность переименований поселений, улиц, площадей.

Понятия:

  1. Гидроним
  2. Этноним
  3. Субстратная топонимика

Практикум:

  • Экскурсия в краеведческий музей.  Встреча с местными краеведами.
  • Изучение различных топонимов на географических картах.
  • Работа с топонимическими словарями.
  • Сбор и обработка местного топонимического материала.

Раздел 3. Топонимика и антропонимика. (2 часа)

Личное имя. Топонимы, образованные от личных имен, фамилий, прозвищ. Географические названия, связанные с жизнью и деятельностью писателей, поэтов, художников, ученых, видных деятелей.

Понятия:

  1. Антропоним.

Практикум:

  • Поиск антропонимов на географических картах, их объяснение. Работа с топонимическими словарями.
  • Сбор и обработка местного топонимического материала.

Раздел 4. Топонимические словари. (5 часов)

Назначение топонимических словарей. Требования к топонимическим словарям.

Создание учебного проекта «Словарь местных географических названий».

Понятия:

  1. Топонимический словарь

Практикум:

  • Анализ различных топонимических словарей.
  • Обработка местного топонимического материала.
  • Оформление учебного проекта «Словарь местных географических названий». Презентация и защита проекта.

Межпредметные связи

Русский язык: Фонетика, ударение. Морфемика, состав слова и  правописание. Имя существительное, собственные имена. Словари.

Литература: Писатели и поэты  России, Томской земли.

История и Сибиреведение: Историческое прошлое Томской области. Заселение территории Западной Сибири. Археологические памятники. Коренные народы Сибири, из занятия.

Экономика: Производственные объекты Томской области. Промыслы населения.

Культура: Культовые объекты. Художники, артисты, ученые и выдающиеся люди России, Томской области.

Требования к уровню усвоения программы

Обучающиеся должны уметь:

  • Формулировать и объяснять основные понятия по топонимике.
  • Пользоваться орфографическими, географическими, топонимическими словарями.
  • Собирать и обрабатывать местный топонимический материал.
  • Составлять «паспорт» топонима и антропонима.
  • Создавать «Словарь местных географических названий».
  • Оформлять проектную, исследовательскую работу.
  • Составлять презентацию своей работы и публично защищать её.

Формы контроля

1.  Текущий: выполнение топонимической краеведческой работы (по плану и графику).

2.  Промежуточный:

  • Индивидуальные консультации по изучению, сбору и обработке местного топонимического материала.
  • Доклады реферативного характера.

3.  Итоговый:

  • Проектная или исследовательская работа в письменном (электронном) виде.
  • Презентация своей работы на курсе.
  • Презентация и защита работы на научно-практической конференции.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел  курса Часы Формы занятий
Лекция Практ.работа Активные формы
Введение 2 0,5 1 0,5дискуссия
1 Топонимика 2 0,5 1 0,5дискуссия
2 Топонимика и микротопонимика Томской области и Колпашевского района 5 1 2 2экскурсиясеминар
3 Топонимика и антропонимика 2 1 1семинар
4 Топонимические словари 5 0,5 0,5 4оформление,презентация,защита проекта
Итого: 16

РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Методические рекомендации учителю:

На вводном занятии уделяется  большое внимание формированию положительной мотивации к обучению.  Знакомство обучающихся с целью, задачами и содержанием курса, с формами занятий, видами практических и контрольных работ. Вводятся  основные понятия.

Занятия носят комплексный характер. Мини-лекции, дискуссии, семинары, индивидуальные консультации, экскурсии, практические работы, встречи с местными краеведами. Сбор и обработка местного топонимического материала. По мере подготовки материала обучающиеся делают доклады, обсуждаются поднятые проблемы. Использование различных географических карт и словарей происходит систематически.

Обязательным условием является работа с источниками по выбранной для исследования теме, а также сбор собственного краеведческого материала и его обработка. Предлагается написание собственной проектно-исследовательской работы (индивидуальной, коллективной) и  создание «Словаря местных географических названий».

При проведении практических работ на местности и экскурсий проводится инструктаж по технике безопасности, результат заносится в специальный журнал.

Для организации самостоятельной работы необходимо провести установочные занятия по проблемам местной топонимики, предложить на выбор темы исследовательских работ. Проводить индивидуальные и коллективные консультации по организации и ведению исследовательской работы (составление плана, графика работы, матрицы проекта проводить консультации по оформлению и презентации работы.…). Организовать выступления с фрагментами выполненной исследовательской работы. Проводить консультации по оформлению и презентации работы.

Организовать презентации проектных и исследовательских работ на курсе, подготовить защиту работ на научно-практической конференции.

В качестве итога занятий, курса целесообразно провести рефлексию разными методами, чтобы ребята пропустили через себя всю полученную информацию и оценили ее значимость для себя лично.

Примерная тематика проектных и исследовательских работ:

  1. Микротопонимы своего района (города).
  2. Топонимы на карте Томской области (Колпашевского района).
  3. Этнонимы на карте области (района).
  4. Антропонимы на карте области (района).
  5. Топонимы: переименования и традиции.
  6. Топоним как культурно-историческое явление.
  7. «Словарь местных географических названий».

 Рекомендации для обучающихся по сбору и обработке местного топонимического материала:

  1. Сведения  о топонимах выясняйте  у местных старожилов, уроженцев данной местности, особенно у рыбаков, охотников, лесников, а также в литературе.
  2. Запишите сведения об информанте: Ф.И.О., год рождения, род занятия (в прошлом и настоящем).
  3. Проверьте для контроля каждое название у нескольких информантов.
  4. При беседе с информантами не называйте объект, название которого вы выясняете. Беседу ведите вежливо, корректно, поддерживайте разговор, поблагодарите собеседника за помощь.
  5. Записи ведите разборчиво и аккуратно. Названия разных объектов записывайте на разных страницах.
  6. Обязательно проставляйте ударение в названиях.
  7. Желательно использовать транскрипцию и выяснять родительный падеж названия.
  8. Указывайте географические привязки топонимов.
  9. Обрабатывая собранный материал, составляйте алфавитный список топонимов.
  10. Собранный материал оформляйте в виде стандартных библиографических карточек, каждой карточке присваивайте номер.
  11. Каждому названию отводите одну карточку. На одной стороне указывайте сведение географической привязки, название объекта, род объекта (поселок, река, улица и т.д.), Ф.И.О лица, собравшего материал, дата сбора информации.  На другой стороне указывайте происхождение названия с указанием источника сведений и сведения об информанте.

Литература:

В указатель включена литература, как для изучения общих вопросов топонимики, так и для краеведческой работы учеников.

Основная:

  1. Горбачевский М.В. В мери имен и названий. М., 1987.
  2. Жучкевич В.А. Общая топонимика. Минск, 1980.
  3. Мурзаев Э.М. География в названиях. М.,1079.
  4. Никонов В.А. Введение в топонимику. М., 1974.
  5. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М.,1966.
  6. Попов А.И. Географические названия. М.,1985.
  7. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. М.,10981.
  8. Словарь географических названий. М.,1993.

Краеведческая:

  1. Евсеева Н.С. География Томской области. Природа. Томск, 2004.
  2. Евсеева Н.С. География Томской области. Население и хозяйство. Томск, 2005.
  3. Земля Колпашевская. Томск, 2000.
  4. Земля Каргасокская. Томск, 2000.
  5. Земля Чулымская. Томск, 2001.
  6. Кошурникова Р. Стоит над Томью град старинный. Томск, 1987.
  7. Мезенцева А.В. Нарым. Новосибирск, 1984.
  8. Томская область. Исторический очерк. Томск, 1994.
  9. Томская область. Путеводитель с картами. Тула, 2001.
  10. Сергеева Н.Я. Ефимова Е.М. Колпашево. Новосибирск, 1982.
  11. Юрков П.М. Родной край. Новосибиркс, 1982.
  12. Яковлев Я.А. Тогур. Томск, 1993.
Top