Проектные и исследовательские методы

Исследовательское  обучение и проектирование в современном образовании.

Анянова Ольга  Борисовна, учитель географии  МОУ «СОШ №2» г. Колпашева

Одной из главных задач развития критического мышления обучающихся в процессе образования является организация детской проектной и исследовательской деятельности. В своей работе я постараюсь раскрыть  общее и различие проектной и исследовательской технологии.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского – projectus. Уже прямой перевод объясняет многое – «брошенный вперед».          В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений.  Так называют, во-первых – совокупность документов (расчетов, чертежей, планов и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа; в-третьих – какой-либо замысел или план.

Что собой представляет проектная деятельность обучающихся?

Это – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на решение проблемы и достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования:

  • выбор проблемы,
  • выработка концепции,
  • определение целей и задач проекта,
  • определение доступных и оптимальных ресурсов деятельности,
  • создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта,
  • реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Выделяют 5 основных этапов работы над проектом. Графически они показаны на рис.1.  На первом, ценностно-ориентированном, этапе происходит выбор проблемы, темы проекта, лично  значимой для ученика. Затем, на втором этапе, происходит планирование и определение структуры проекта. Далее идет подбор и обработка различной информации. В ходе технологического этапа оформляется и реализуется сам проект. Завершается работа над проектом его защитой, презентацией.

Какие виды презентаций можно предложить? Это и защита на ученом совете, и научная конференция, научный доклад, отчет исследовательской экспедиции, демонстрация видеофильма, реклама, спектакль, соревнование, праздник, телепередача, экскурсия, деловая игра, инсценировка события, диалог персонажей и многое другое.

Чаще всего защита проектных работ состоит из трех частей.

Введение: раскрывается актуальность выбранной проблемы, темы, цель и содержание поставленных задач, планируемый результат, межпредметные связи, кому предназначен проект и в чем его новизна. Основные источники получения информации. Изложение личной позиции автора, видение перспектив использования. Распределение ролей (если работа коллективная).

Основная часть:

  1. Исследовательская часть проекта (она больше, если проект исследовательский);
  2. Осуществление замысла (больше, если проект прикладной):
  • обоснование процесса проектирования;
  • анализ различных подходов к решению проблемы, решаемой в проекте;
  • способы и условия осуществления проекта, предлагаемые разработчиками;
  • результаты осуществления проекта или предполагаемые результаты.

Заключение: последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении. Рефлексивный анализ: какие знания, умения, навыки приобрели в процессе выполнении проекта. Можно указать пути продолжения темы, а также конкретные задачи, которые предстоит решать, развитие личной позиции,  интересов автора, новых контекстов и направлений работы. Благодарности за различную помощь в проектировании.

Существуют различные циклограммы работы над проектами. Предлагаю вашему вниманию только три:

Какая из предложенных моделей вам более близка и почему?

Модель №1.

  1. Определить предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя (1-2 месяца);
  2. Выполнение работы (2-3 месяца);
  3. Предзащита работы в своем или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них (1 месяц);
  4. Собственно защита на экспертном совете школы (2 месяца);
  5. Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года.

Модель №2.

  1. В течение учебного года выполняется 4 масштабных, долгосрочных и, как правило, межпредметных проекта (в течение учебной четверти реализуется один проект).
  2. Циклограмма работы в каждой четверти.
  3. Педсовет, посвященный проектной работе. Выбор направления и тем. Уточнение руководителей проектов. Планирование проектной  работы школы на четверть (1-я неделя четверти).
  4. Формирование состава проектных групп. Обсуждение принципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах (2-я неделя четверти).
  5. Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта-проекта (3-я неделя четверти).
  6. Выполнение практической части проектов, оформление продукта и портфолио проекта (4-я и последующие недели четверти).
  7. Презентация проектов. Торжественный заключительный вечер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти (предпоследняя неделя четверти).
  8. Оценка преподавателями деятельности участников проектных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте (по100 бальной системе). Педсовет по подведению итогов проектной работы в данной четверти. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта (последняя неделя четверти).

Модель №3.

  1. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
  2. Стендовая информация о проектной работе.
  3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики, консультации и проч.).
  4. Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
  5. Формирование проектных групп.
  6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
  7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.
  8. Поисковый этап.
  9. Промежуточные отчеты учащихся.
  10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
  11. Обобщающий этап: оформление результатов.
  12. Предзащита проектов.
  13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
  14. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов. Подготовка к публичной защите проектов.
  15. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
  16. Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие.
  17. Заключительный этап: публичная защита проектов.
  18. Подведение итогов, анализ выполнения работы.
  19. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление портфолио и отчета о выполненной работе.

Продуктом проектирования является учебный проект:

  • Развернутое решение проблемы в виде разработок, макетов, карт, схем, видеофильмов,презентаций и т.д.
  • Конкретная деятельность по благоустройству микрорайона, изучению и описаниюобъектов и процессов.

Предлагаю вашему вниманию перечень учебных проектов, выполненных учениками нашего района:

  1. Web-сайт школы №2.
  2. Видеофильм «Колпашевский парк – памятник природы».
  3. Бизнес-план
  4. Анализ социологического опроса «Демографическая ситуация Колпашевского района».
  5. Выставка фотографий «Природа г.Колпашева».
  6. Газета «Эконовости».
  7. Действующая стоматологическая фирма.
  8. Законопроект «Смертная казнь: за и против».
  9. Деловая игра.
  10. Карта «Рекреационные ресурсы Колпашеского района».
  11. Коллекция минералов и горных пород,  растений.
  12. Костюм золушки.
  13. Макет вулкана.
  14. Модель массажера.
  15. Мультимедийный продукт.
  16. Оформление кабинета литературы «Поэтические листы серебряного века».
  17. Письмо в Областную Думу.
  18. Праздник «Последний звонок».
  19. Путеводитель по памятникам природы.
  20. Серия иллюстраций к русским сказкам А.С.Пушкина.
  21. Система школьного самоуправления.
  22. Музыкальная сказка.
  23. Справочник-задачник по математике.
  24. Топонимический словарь Томской области.
  25. Статья.
  26. Учебное пособие, главы из учебника английского языка.
  27. Экскурсия. Дневник путешествия.
  28. Экологический мониторинг
  29. Сборник сочинений о любви

Велико значение паспорта проекта, особенно для участия в конкурсах, фестивалях. Так как проектов бывает много и у жюри ограничено время для детального изучения проектной работы. Поэтому грамотно составленный паспорт важен. Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  • Название проекта.
  • Населенный пункт (адрес), учреждение, в котором выполнялся проект.
  • Руководитель проекта.
  • Консультанты проекта.
  • Учебный предмет.
  • Возраст учеников.
  • Состав проектной группы.
  • Время выполнения проектной работы.
  • Тип проекта.
  • Цель проекта.
  • Задачи проекта, методы.
  • Необходимое оборудование.
  • Аннотация  (актуальность проекта, его значимость, воспитательный аспект, кратко – содержание).  Это самый важный пункт  паспорта.
  • Предполагаемый продукт проекта.
  • Этапы работы над проектом.
  • Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

В настоящее время внимание уделяется и портфолио проекта. В состав  проектной папки (портфолио проекта) входят:

  • Паспорт проекта.
  • Планы выполнения проекта и отдельных его этапов.
  • Промежуточные отчеты.
  • Вся собранная информация по теме проекта (ксерокопии, распечатки).
  • Результаты анализа и исследования.
  • Записи всех идей, гипотез, решений.
  • Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.
  • Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления.
  • Эскизы, чертежи, наброски продукта.
  • Сценарий презентации, материалы к презентации.
  • Другие рабочие материалы и черновики.

В работе над проектами во многом помогают составленные матрицы. Проанализируйте матрицу проекта «Мусор нашего города» и вы поймете почему?

МАТРИЦА ПРОЕКТА

1. Название проекта: Мусор нашего города

2. Авторы проекта:

Руководители проекта:

3. Проблема, сформулированная учащимися:

Наш город  очень загрязнен бытовыми отходами, поэтому мы хотели бы опросить жителей города, как они относятся к этой проблеме и  рассмотреть возможные пути утилизации бытовых отходов.

4.1  Цель проекта учащихся: 4.2 Цель работы над проектом для учителя:
Найти наиболее применимые в наших условиях пути утилизации бытового мусора Мотивация учащихся к изучению проблем окружающей среды, и воспитание чувства ответственности за состояние природы.
5.1. Задачи работы над проектом для учащихся: 5.2.Задачи работы над проектом для учителя.
—          Привлечь учащихся класса к работе над проектом.-          выявление и учет свалок в городе, первичный экологический контроль над их состоянием.

— изучение мнения жителей о различных аспектах проблемы накопления твердых бытовых отходов, о санитарном состоянии города, связанном с его замусориванием.

— предложить пути решения проблемы (утилизации мусора)Организовать поисковую деятельность учеников. Предложить  направление поиска.
Организовать работу в группах.
Консультировать по способу получения и оформления информации.6.1. Описание продукта, полученного учащимися в результате выполнения проекта:

  1. Рекомендации по уменьшению количества мусора и его дальнейшей утилизации

7. Тип проекта: исследовательский по виду деятельности, информационный по виду результата

8. Учебные предметы, содержание которых включено в проект:

8.1 основной учебный предмет:

Название Раздел Тема Количество часов
Экология Бытовые и промышленные отходы.Обезвреживание и переработка отходов. 6

8. 2. Другие учебные предметы:

Название Раздел Тема Кол-во часов
География Природа Колпашевского района и города Колпашево 2
Информатика Презентации Power Point 2

9. « Надпредметная» информация, необходимая  учащимся для выполнения проекта:

Область человеческих знаний Необходимая информация
Психология Правила общения с людьми
Дизайн Эстетическое оформление работы
Социология Метод интервью, опроса

10. Количество школьников, участвующих в проекте:

11. Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

бумага, фломастеры, карандаши, микрокалькуляторы, скотч, линейка, путевые листы, статистические отчеты, журналы наблюдений, учебник, справочник по Томской области.

12. Планируемое время и деятельность учащихся и учителя на различных этапах проекта:

Этап Кол-во час. Содержание деятельности учащихся на различных этапах проекта Содержание деятельности учителя на различных этапах проекта
Поисковый 1 час —          поиск проблемы;-          коллективное обсуждение проблемы;

—  выбор темы проекта;

—  формулировка цели проекта,

—  определение формы предъявления результата работы

— мотивация учащихся к обсуждению экскурсия по городу,

— организация обсуждения проблемы;

— помощь в выборе темы;

— консультация обучащихся при постановке цели.

Аналитический 12

—  Нашли нужные источники информации

—  Изучали информацию

—  сформулировали систему обобщения материала,

—  обсуждали и описывали планируемый продукт,

—  выработали общее мнение.

—  Консультация и стимулирование сбора информации,

—  советуем обратиться в комитет экологии и Санэпидем.станцию, в школьную и сельскую библиотеку.

—  Консультация по отбору материала.

Практический

1. Готовят эскиз карты, сообщение, читают, рисуют, чертят, оформляют папки.Осуществляем контроль за соблюдением временных рамок, консультации по оформлению.

Презентационный

2. совместное обсуждение формы презентации проекта (обсуждение и высказывание своих предположений;

— подготовка текста для презентации;

— презентация проекта.

— организация обсуждения формы презентации;

— проверка написания проекта;

— распределение ролей для презентации;

— роль эксперта при презентации проекта;

— приглашение рабочего школы для установления панно в коридореКонтрольный1Проводят самооценку и оценку других учащихся.Помогаем выбрать критерии оценки. Анализируем результаты работы через анкетирование учащихся. Участвуем в оценке проекта.

13. Организационные формы работы учащихся над проектом:

Форма работы учащихся Кол-во часов
Групповая работа 6
Самостоятельная работа учащихся 10
Консультации с руководителем проекта 2
Консультации с экспертами ( педагогами- предметниками, внешними экспертами и т. п. ) 8
Экскурсия 1
Лабораторная работа 2

14. Форма проведения презентации: отчет о проделанной работе с использованием компьютерной презентации.

15. Литература:

1.  Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. — СПб.: СМИО Пресс, 1997.

2.  Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

3.  Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. — М.: Гранд, 1998.

4.   Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник.- М.: Мысль, 1990.

5.   Хефлин Г. Тревога в 2000 году.- М.: Мысль,1990.

6.   Экологический мониторинг. Состояние окружающей среды Томской области в 2003 году. Государственный комитет по охране окружающей среды Томской области.

Итак, учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся (рис.2).

Подведем промежуточные итоги. Проектирование – это многие «П»:

  • Проблема;
  • Поиск;
  • Планирование;
  • Проектирование;
  • Продукт (проект);
  • Презентация;
  • Паспорт;
  • Портфолио.

Переходим к исследовательской деятельности . Она связана с приобретением новых знаний и решением творческой, исследовательской задачи, с заранее неизвестным итогом и предполагающая наличие следующих основных этапов:

  • постановка проблемы, гипотезы;
  • изучение теории, посвященной данной проблематике;
  • побор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала;
  • анализ и обобщение, научный комментарий;
  • собственные выводы.

Вернитесь к этапам проектной деятельности: Найдите общие этапы и этапы, присущие только исследованию.

Проектно-исследовательская работа в школах может проводится в следующих направлениях:

  • Составляющая часть учебного процесса (опыты, доклады, сообщения, рефераты, проекты…);
  • Дополняющая часть учебного процесса (модули, факультативы, элективные курсы, творческие конкурсы…);
  • Параллельная учебному процессу деятельность (конкурсы разного уровня, телекоммуникационные викторины, олимпиады…).

Формы организации проектно-исследовательской деятельности могут быть различными:

  • Включение элементов и методов в урок;
  • Групповые и индивидуальные занятия по выбору;
  • Практические занятия (экскурсия, лабораторный практикум и т.д.);
  • Исследовательская (творческая) экспедиция;
  • Научно-практическая конференция (конкурс, фестиваль).

Типы проектно-исследовательских работ учеников систематизированы в таблицу:

Реферативные Сбор и представление информации по избранной проблеме, теме
Экспериментальные Постановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях
Проектные Решение проблемы и достижение заранее спланированного результата
Описательные Фиксация результата сбора данных по определенной методике
Исследовательские Выводы о характере исследования явления на  основе собранных и обработанных данных

Роль, как ученика, так и учителя в проектно-исследовательской технологии по сравнению с традиционным обучением меняется (рис.4). В результате успешной проектно-исследовательской деятельности ученик испытывает комфортность, он уверен в себе, а учитель получает такое удовлетворение от успеха ученика, которое ни с чем не сравнимо.

Отличие исследовательской деятельности от проектной в ценностно-смысловой направленности на выяснение истины,  в использовании проектирования как средства организации деятельности, в широком привлечении научных традиций и образцов. Исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности школьников. В отличие от исследования  проект и проектирование всегда ориентированы на практику. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную, вставшую перед ним проблему. Разработка проекта – обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств. Не следует забывать и о том, что теоретический проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий – исключительно на репродуктивном уровне. Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных шагов. Исследование – всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины (рис.5).

Основоположниками педагогического метода проектов считаются американские ученые  Дж.Дьюи, Коллингс и др. Посещая школы США в октябре 2005г., мы увидели что проектно-исследовательская деятельность является основной и ведущей,  на уроках весь материал дается  от практики к теории. Студенты, так называют школьников в США, сначала проводят исследование или проектирование, а затем делают собственные выводы. Интерес к такому обучению у них высокий. Какие же проекты мы увидели?

Проекты школ США, штат Джорджия

  • «История костюма штата Джорджия». На отдельных стендах по различным годам были представлены костюмы, шляпки, сумочки. В итоге можно проследить изменения в моде, одежде штата.  Проходила стендовая защита – дети давали ответы на любые, возникшие  у стендов вопросы.
  • «Флаги штатов США». Изучая историю и географию своей страны,  ребята изготовили флаги всех штатов страны. Описали, что означают цвета, полосы, символы на флагах. Этот проект украсил школьную столовую.
  • «Экотропа». В прилегающем к школьному округу лесу построена экотропа. Школьники проводят различные исследования, например, изучают приспособления организмов  к окружающей среде. Тропа оборудована местами стоянок, которые оформлены фотографиями и описанием обитателей леса. Эти фото помогают детям увидеть данные организмы во время экскурсий
  • «Геологическая стена». На территории школы выложена стенка из горных пород и минералов, которыми сложена территория штата. Рядом со стеной располагается плакат-карта, где породы и минералы пронумерованы, подписаны. С помощью данного проекта школьники изучают  геологическое строение и геологическую историю своего штата.
  • «Птичьи домики» и «Сказочные головы». Это – экологические проекты. Примеры утилизации и использования бытовых отходов. Так как домики и головы были изготовлены из пустых пластиковых молочных бутылок.
  • «60 выпусков». Данный проект был реализован к 60-летнему юбилею школы. Фотографии всех выпусков собраны, некоторые восстановлены, оформлены и размещены в медиатеке (библиотеке). Многие студенты на данных снимках находят своих родителей и бабушек, дедушек.
  • «Выпускники школы – военнослужащие». Этот проект мы увидели в специальной школе для детей с девиантным поведением. На стендах помещены фотографии бывших учеников школы, которые служат в армии, поощрены различными наградами, званиями. Это пример того, что каждый их учеников, если захочет, может достигнуть в этой жизни многого.
  • «Вулканы мира». Тема «Вулканы изучается несколько уроков, в отличие от нашей географии 6 класс. На первых уроках дети знакомятся с понятием «вулкан», со строением его с помощью учебника и компьютера. Затем из глины или пластилина изготавливают свой вулкан: конусообразную гору слоистого строения, с кратером на вершине и жерлом. Эти вулканы они представляют на уроках и оформляют ими свой кабинет. Далее они через Интернет находят карту всех вулканов мира и выбирают для своего проекта, привлекший внимание, вулкан. По  инструкции учителя и информации компьютера, учебника изготавливают «Путеводитель» к своему вулкану. Эти проекты они также представляют  в классе.
  • «Витраж на окна». Данный проект мы увидели в новой школе, где реализуется проект оформления современной школы. Дети предлагают различные творческие витражи на окна школы.

Все эти и другие проекты и исследования – это  совместный продукт труда ученика и учителя, целью которого является формирование практических навыков и умений решения различных проблем, что  важно для дальнейшей жизни студентов и всей страны, мира  в целом.

Учебно-организационные умения:

  1. Планирование работы;
  2. Организация рабочего места;
  3. Целеполагание;
  4. Самоконтроль и самоанализ деятельности.

Учебно-интеллектуальные умения:

  1. Анализировать;
  2. Обобщать;
  3. Сравнивать;
  4. Абстрагировать;
    Синтезировать;
  5. Классифицировать;
  6. Использовать исследовательские методы;
  7. Оформлять работу.

Учебно-информационные умения:

  1. Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями, оглавлениями и т.д.
  2. Пользоваться компьютерами, каталогами;
  3. Составлять картотеку;
  4. Составлять план тезисы, конспект, реферат, аннотацию;
  5. Пользоваться ТСО и СМИ.

Учебно-коммуникативные умения:

  1. Выражать свои мысли;
  2. Работать в группе;
  3. Выступать перед аудиторией;
  4. Высказывать гипотезы;
  5. Задавать уточняющие вопросы;
  6. Участвовать в дискуссии;
  7. Аргументировать и доказывать.

Многие из перечисленных умений совпадают  с умениями и навыками технологии критического мышления.

В конце приведу слова Н.А. Умова:

«Всякое знание остается мертвым,

если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность:

учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

Top