Биосфера и человек — 11 класс

Тема. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК  (2 часа)

Анянова О.Б., учитель географии МАОУ «СОШ № 2? г. Колпашево

Урок № 1.   Биосфера  и человек.

Цели: Закрепить понятия: биосфера, ойкумена, экосистема, ноосфера. Закрепить знания о пределах биосферы, о распределении биомассы по природным зонам. Познакомить с распространенными сценариями гибели биосферы. Формировать необходимость охраны биосферы.

Категорийный аппарат урока:  

  • Биосфера
  • Ойкумена
  • Ноосфера
  • Экосистема

Ценностный компонент урока: Понимание значимости биосферы для человечества в целом и для себя лично.  Понимание необходимости охраны и воспроизводства биосферы.

Учебно-наглядный комплекс:

  • Карта. Природные зоны мира
  • Слайды видов современного оружия
  • Таблица «Общая структура биосферы»
  • Таблица «Биомасса живого вещества на планете»
  • Таблица «Биосфера и человек»
  • Словари
  • Задания учебным центрам

Содержание и ход урока:

1. Мотивационно-целевой блок:

Первое срубленное дерево это  начало цивилизации.

Последнее срубленное дерево – её конец.

Как вы понимаете эти слова? Какую тему мы сегодня будем изучать? Составьте 2-3 вопроса к этой теме.

2. Содержательно-процессуальный блок:

План  урока.

  1. Биосфера: термин и содержание.
  2. Пределы биосферы.
  3. Биомасса живого вещества на планете.
  4. Человек и биосфера.
  5. Будущее биосферы.

Работают учебные центры (1 – 5). На работу 10-15 минут. К заданиям приложены источники знаний. После работы центры представляют отчет своего исследования. На отчет 5 минут.

Задания центрам:

1. Что такое биосфера? Определение понятия с помощью разных источников: словарей, Интернет. В чем сходство, различие? Выберите классическое определение. Учение В.И.Вернадского.

2. Анализ таблицы «Общая структура биосферы». Определение  структуры биосферы. Определение верхнего и нижнего пределов биосферы. Различие в определении пределов. Чем обусловлены пределы?

3. Что такое биомасса? Определение понятия с помощью разных источников. Где на Земле большее количество биомассы, где — меньшее? Причины   различия биомассы. Анализ таблицы «Биомасса живого вещества на планете». Определение размеров биомассы в разных природных зонах.

4. Анализ таблицы «Биосфера и человек». Выделение этапов взаимодействия биосферы и человека. Особенности каждого этапа. Ойкумена, расширение границ. Виды антропогенного воздействия  на биосферу.

5. Каково будущее биосферы? Какие сценарии гибели биосферы вам известны? Предложите собственный вариант развития биосферы в будущем.

3. Итоговый блок: Рефлексия. Самооценка.

  1. Расширились ли у вас познания о биосфере?
  2. Что нового вы узнали о биосфере?
  3. Что лучше слушать учителя или изучать материал самостоятельно с помощью различных источников?
  4. Было ли у вас время на посторонние занятия?
  5. Оцените работу вашего центра по двум параметрам: поисковая деятельность и достижение результата.

4.Домашнее задание:

Разработайте собственный сценарий развития биосферы в будущем.

 Урок № 2.   Биогеохимические циклы и круговороты.

 Цели: Закрепить понятия: биогеохимический круговорот, экологическое равновесие. Уметь составлять схемы биогеохимических круговоротов. Доказать, что движущей силой биогеохимических круговоротов являются живые вещества. Показать значение биогеохимических круговоротов.

Категорийный аппарат урока:  

  • биогеохимический круговорот
  • экологическое равновесие

Ценностный компонент урока: Понимание значимости биогеохимических круговоротов.

Учебно-наглядный комплекс:

  • Магнитная схема «Круговорот воды»
  • Опорные схемы «Круговорот кислорода», «Круговорот углерода», «Круговорот азота»
  • Слайды «Круговорот кислорода», «Круговорот углерода», «Круговорот азота»
  • Словари, компьютеры.

Содержание и ход урока:

1. Мотивационно-целевой блок:

Составьте несколько вопросов к данной теме.

Что такое круговорот? Что такое круговорот веществ? Круговороты, каких веществ вы знаете? Каково значение круговоротов в природе? Нужно ли изучать эту тему в школе?

2. Содержательно-процессуальный блок:

Практикум:

Работают три группы.  Задания группам. На работу 5 минут, отчет 3 минуты.

1.     По рисунку составить рассказ о круговороте воды.

2.     Используя магниты составить схему круговорота воды.

3.     Используя компоненты круговорота составить схему круговорота воды. Компоненты: осадки, испарение, транспирация, водяной пар, растительность, суша, водоём, поверхностный сток, ветер, подземный сток, конденсация, облака, фильтрация.

Группам на компьютере предложены на выбор опорные схемы круговоротов азота, кислорода, углекислого газа. Схемы из словаря «Природопользование от А до Я», Реймерс Н.Ф. Группы составляют схемы биогеохимических круговоротов азота, кислорода, углекислого газа, выполняя задания: (на выполнение 10 минут, на отчет 3 минуты)

1.          Опорная схема «Круговорот кислорода». Соедините стрелками компоненты круговорота кислорода. Каково значение кислорода в жизни на Земле, в процессе круговорота веществ?

2.          Опорная схема «Круговорот углекислого газа». Подпишите компоненты круговорота углекислого газа. Каково значение   углекислого газа в жизни на Земле, в процессе круговорота веществ?

3.          Опорная схема «Круговорот азота». Дополните схему компонентами и стрелками.  Каково значение азота  в жизни Земли, в процессе круговорота веществ?

Демонстрация учителем слайдов «Круговорот кислорода», «Круговорот азота», «Круговорот углекислого газа». Какие компоненты, связи круговоротов вами пропущены?

3. Итоговый блок:

Как вы поняли, что называют биогеохимическим круговоротом веществ? Почему биогеохимический круговорот включает не только круговорот вещества, но и круговорот энергии. Раскройте понятие «Биогеохимический круговорот».

Проверяем ваши суждения. Поиск с помощью различных определения «Биогеохимический круговорот веществ и энергии».

Верно ли утверждение: движущей силой биогеохимических круговоротов являются живые вещества. Докажите.

4.Домашнее задание:

  • понятия: биогеохимический круговорот.
  • Составьте тест «Биосфера и человек»
  • Стихи о круговороте веществ.
Top