Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-content/themes/Divi/includes/functions/sidebars.php on line 50

Deprecated: Вызванный метод конструктора класса WP_Widget в AboutMeWidget считается устаревшим с версии 4.3.0! Используйте __construct(). in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-includes/functions.php on line 4870

Deprecated: Вызванный метод конструктора класса WP_Widget в AdsenseWidget считается устаревшим с версии 4.3.0! Используйте __construct(). in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-includes/functions.php on line 4870

Deprecated: Вызванный метод конструктора класса WP_Widget в AdvWidget считается устаревшим с версии 4.3.0! Используйте __construct(). in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-includes/functions.php on line 4870
Туристическая фирма «Колпашево» | Анянова Ольга Борисовна

Туристическая фирма «Колпашево»:

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ КОЛПАШЕВСКОГО РАЙОНА

Программа элективного курса для 8-9 классов

Составитель: Анянов Евгений Яковлевич, учитель географии МБОУ «СОШ № 4», высшя квалификационная категория

Пояснительная записка

Программа курса рассчитана на обучащихся 8—9 классов.

Целью настоящего курса является формирование активной мировоззренческой позиции обучающихся. В настоящее время, в связи с тем, что Колпашевский район в значительной степени является дотационным, а в перспективах развития Томской области, определенных губернатором В.М Крессом, большое внимание должно уделяться развитию местных отраслей, тема данного курса становится особо актуальной. Она позволит на основе краеведческого материала решить обучающимся ряд задач:

  •  Дать возможность практически использовать имеющиеся знания и приобрести новые по интересующей теме.
  • Прививать интерес к «малой» родине и воспитывать патриотические чувства к ней.
  • Обучать рациональному природопользованию.
  • Заложить основы предпринимательской деятельности.
  • Способствовать развитию проектной и исследовательской работы.

Предложенный курс может быть интегрирован в программу краеведения в рамках

Географии Томской области и позволяет осуществлять межпредметные связи с биологией, историей, информатикой, экономикой, экологией.

Курс рассчитан на 16 часов (1 час в неделю во втором полугодии). Он состоит из 5 взаимосвязанных тем. Особенностью курса является его практическая направленность на изучение рекреационных ресурсов и возможности их использования. Предусматриваются такие формы работы как лекции, семинары, практикумы, экскурсии и другие. Итогом курса предполагается разработка и презентация проектов, решающих проблему использования рекреационных ресурсов родного края.

Учебно-тематический план курса

Тема Часы Форма занятий
Теория Практика
1 Природные условия и ресурсы  района 2 1 1
2 Понятие о рекреационных ресурсах 2 1 1
3 Основы составления бизнес-плана 2 1 1
4 Природно-рекреационные ресурсы района 4 1 3
5 Культурно-исторические ресурсы района 3 1 2
6 Презентация творческих работ 3 2
Итого 16 5 10

Содержание программы

Тема 1. Природные условия и ресурсы района. (2 часа)

Общие сведения: географическое положение, год образования, площадь, население, протяженность. Особенности рельефа, климата, вод. Природные комплексы.
Практическая работа №I.Хозяйственная оценка природных ресурсов Колпашевского района.

Тема 2. Понятие о рекреационных ресурсах. (2 часа)

Рекреация и рекреационные ресурсы. Рекреационные ресурсы — основа отдыха и туризма. Главное назначение рекреационных ресурсов. Рациональное использование рекреационных ресурсов. Классификация рекреационных ресурсов: природно-рекреационные и культурно-исторические. Рекреационное хозяйство. Рекреационные районы. Главная задача рекреационного хозяйства.

Практическая работа №2.Характеристика рекреационного района мира (по выбору обучающегося).

Тема 3. Основы составления бизнес-плана. (2 часа)

Понятие бизнес-плана. Цели бизнес-плана. Бизнес-план как основа делового проекта. Условия создания турфирмы. Безопасность фирмы. Продукт или вид услуг. Содержание разделов бизнес-плана. Реализация бизнес-плана.

Практическая работа №3. Составление бизнес-плана туристической фирмы.

Тема 4. Природно-рекреационные ресурсы района. (4 часа)

Типы природно-рекреационных ресурсов: рекреационно-оздоровительные, рекреационно-лечебные, рекреационно-спортивные, рекреационно-познавательные.
Характеристика рекреационно-оздоровительных ресурсов. Леса рекреационного значения. Виды рекреации в зеленой зоне. Места охоты и рыболовства, сбора дикоросов. Характеристика рекреационно-лечебных ресурсов. Минеральные воды и грязи. Местные лечебные источники: «Чажемто», «Источник». Рациональное использование. Характеристика рекреационно-спортивных ресурсов. Водный туризм. Конный туризм. Пешеходный туризм. Предполагаемые маршруты. Характеристика рекреационно-познавательных ресурсов. Памятники природы Колпашевского района.

Практическая работа №4Составление карты «Природно-рекреационных ресурсов Колпашевского района».

Практическая работа №5. Разработка маршрутов спортивного туризма.

Экскурсия. Памятники природы Колпашевского района. ООО «Колпашевская минеральная вода». (на выбор).

Тема 5. Культурно-исторические достопримечательности района. (3 часа)

Характеристика культурно-исторических ресурсов Колпашевского района: Краеведческий музей, Колпашевский Яр, деревянная архитектура, церковь Воскресения, НГСС, памятники и памятные места, связанные с именами известных людей: В. Липатова, В. Гроховского, В. Кожевникова, Н. Волокитина и др. Археологические памятники. Коренные народы и их традиции. Селькупское поселение п. Иванкино.

Практическая работа №6Составление карты «Культурно-исторические ресурсы Колпашевского района».

Экскурсия Прошлое и настоящее Колпашевского района по материалам Краеведческого музея.

Тема 6. Презентация творческих проектов. (2 часа)

РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Методические рекомендации учителю:

На вводном занятии уделяется  большое внимание формированию положительной мотивации к обучению. Знакомство обучающихся с целью, задачами и содержанием курса, с формами занятий, видами практических и контрольных работ. Вводятся  основные понятия. Эту работу можно организовать активными способами: работа со словарями; нахождение соответствий между понятием и их определением во время дискуссий.  Результат данной работы заносится в словарь курса. Целесообразно составить схему: «Классификация рекреационных ресурсов».

Учителю необходимо продумать и разработать форму занятий (планы семинаров, конференций, практических работ, деловой игры и т.д.), формы контроля, критерии оценивания. Можно составить рейтинговую систему, где будет отражаться поэтапное освоение тем, результаты практических работ, тестов, успешные сообщения, выступления и т.д. Данный курс предполагает выполнение обучающимися итоговой работы. Поэтому учителю важно продумать методы дифференцированного, личностно-ориентированного обучения: организация и проведение обучающимися самостоятельного исследования или проектирования (результат и защита будут представлены на итоговых занятиях).

Занятия могут носить комплексный характер. Мини-лекции, дискуссии, семинары, индивидуальные консультации, экскурсии, практические работы, встречи с местными краеведами. Сбор и обработка местного краеведческого материала. По мере подготовки материала обучающиеся делают доклады, обсуждаются поднятые проблемы использования рекреационных ресурсов. Использование различных географических карт и словарей происходит систематически.

При проведении практических работ на местности и экскурсий проводится инструктаж по технике безопасности, результат заносится в специальный журнал.

Для организации самостоятельной работы необходимо провести установочные занятия по проблемам использования рекреационных ресурсов, предложить на выбор темы исследовательских работ. Проводить индивидуальные и коллективные консультации по организации и ведению исследовательской работы (составление плана, графика работы, матрицы проекта, проводить консультации…). Организовать выступления с фрагментами выполненной исследовательской работы. Проводить консультации по оформлению и презентации работы.

Целесообразно обсудить с детьми возможные темы для самостоятельного исследования и проектирования, требования к работе. Допускается вариант, что итоговая работа выполняется по желанию.  Обязательным условием является работа с источниками по выбранной для исследования теме, а также сбор собственного краеведческого материала и его обработка. Предлагается написание собственной проектно-исследовательской работы (индивидуальной, коллективной) и создание карты «Рекреационные ресурсы  Колпашевского района». Организовать презентации проектных и исследовательских работ на курсе, подготовить защиту работ на научно-практической конференции.

В качестве итога занятий, курса целесообразно провести рефлексию разными методами, чтобы ребята оценили полученную информацию и ее значимость для себя лично.

Примерная тематика проектных и исследовательских работ:

  1. Рекреационные ресурсы своего района, проблемы и пути их использования.
  2. Природно-рекреационные ресурсы  Колпашевского района.
  3. Культурно-исторические рекреационные ресурсы Колпашевского района.
  4. Карта «Рекреационные ресурсы Колпашевского района».
  5. Рекреационные районы своей местности.

Рекомендации для обучающихся по сбору и обработке местного краеведческого материала:

  1. Сведения о рекреационных ресурсах, рекреационных районах выясняйте у местных старожилов, уроженцев данной местности, особенно у рыбаков, охотников, лесников, а также в литературе.
  2. Запишите сведения об информанте: Ф.И.О., год рождения, род занятия (в прошлом и настоящем).
  3. Проверьте для контроля каждое название рекреационного района у нескольких информантов.
  4. При беседе с информантами не называйте рекреационный район, информацию о котором вы выясняете. Беседу ведите вежливо, корректно, поддерживайте разговор, поблагодарите собеседника за помощь.
  5. Записи ведите разборчиво и аккуратно. Названия и использования разных   рекреационных районов записывайте на разных страницах.
  6. Обязательно проставляйте ударение в названиях.
  7. Желательно использовать транскрипцию и выяснять родительный падеж названия.
  8. Указывайте географические привязки рекреационных районов.
  9. Обрабатывая собранный материал, используйте схему «Классификация рекреационных ресурсов».
  10. Собранный материал оформляйте в виде стандартных библиографических карточек, каждой карточке присваивайте номер.
  11. Каждому рекреационному району  отводите одну карточку. На одной стороне указывайте сведение географической привязки, название объекта, род объекта, его использование, Ф.И.О лица, собравшего материал, дата сбора информации.  На другой стороне указывайте происхождение названия с указанием источника сведений и сведения об информанте.

Список литературы для учителя и обучающихся

  1. А.И. Алексеев, В.В. Николина «География: Население и хозяйство России», М. «Просвещение», 1999г
  2. Атлас Томской области, 2000г.
  3. Большой энциклопедический словарь, — М, 2000г
  4. В.М. Кресс, «Томская область на перекрестке столетий». — Томск, 1999г
  5. Л.В. Мезенцева «Нарым», — Новосибирск, Западно-Сибирское книжное
    издательство, 1984г.
  6. В.М.Попов Деловое планирование», — М., «Финансы и статистика». 1997г.
  7. И.Ф. Реймерс «Словарь. Природопользование от А до Я», — М., Мысль, 1990г.
  8. И.Я. Сергеева, Е.М. Ефимова «Колпашево», — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1982г.
  9. А.Юдин «Томская область». Юкос, — Тула, ЛЕПТИФЮТЕ, 2001г.
  10. Я.А.Яковлева «Земля Колпашевская», — Томск, Издательство Томского университета, 2000г.