Экономическая ярмарка - 9 класс
Сценарий урока с применением компьютера
Автор: Анянова Ольга Борисовна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» города Колпашево.
Предмет: География.
Тема: «Экономическая ярмарка».
Тип урока: Урок обобщения знаний по разделу «Экономические районы России».
Форма урока: Деловая игра «Экономическая ярмарка».
Учебно-методическое обеспечение:
В.Я.Ром, В.П.Дронов. География России: население и хозяйство. 9 класс. М.: «Дрофа» — 2005 г.
Учебно-наглядный комплекс
- Персональный компьютер (1 шт.), операционная среда Windows XP, Microsoft Office Power Point, медиапроектор, экран.
- Экономическая карта России. Карта России: административно-территориальное устройство.
- Рекламные стенды экономических районов России.
Время реализации занятия: 90 минут
Авторский медиапродукт:
- Операционная среда — Windows XP; Microsoft Office Power Point, CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», CD «География России: природа. 8 класс», CD «География России: население и хозяйство. 9 класс», Интернет ресурсы.
- Вид медиапродукта – Наглядные презентации экономических районов России, Microsoft Office PowerPoint.
- Целесообразность использования медиапродукта – повышение эффективности усвоения материала; развитие проектно-исследовательской компетентности обучающихся; интенсификация учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
а) образовательная – обобщение и закрепление системы знаний, умений по разделу: «Экономические районы России».
б) развивающая – развитие проектно-исследовательских и творческих способностей обучающихся.
в) воспитательная – формирование коммуникативных умений, способности работать в коллективе, повышения мотивации к изучению предмета.
План занятий и технологический сценарий:
Части-блоки урока | Краткое содержание деятельности учителя | Краткое содержание деятельности обучающихся | Временная реализация |
Подготовительный блок | Формирование 9 групп(1группа – 1 эк.район), опережающее задание группам, консультации.
Формирование группы экспертов, опережающее задание. |
Подготовка группой презентации экономического района и рекламного стенда своей экспортной продукции.Изучение экспертами отраслей специализации районов. | 14 дней |
Мотивационно-целевой блок: | Объявление темы, мотивация обучающихся, организация деловой игры. | Восприятие и деловой настрой на проведение игры «Экономическая ярмарка».Подготовка таблицы. | 4 минуты |
Процессуально-содержательный блок:1)творческие презентации
2)стендовая защита, торги
|
Организация подготовленных заранее презентаций экономических районов. | Наглядная презентация своих экономических районов.Вопросы и ответы на них.
Заполнение ЛОК (листа опорного конспекта). |
56 минут |
Организация стендовой защиты экспортной продукции каждого экономического района и торгов между районами. | Проведение рекламы своей экспортной продукции.Проведение торгов.
Оформление листов купли-продажи. |
18 минут | |
Итоговый блок: | Организация работы экспертов.Организация и
проведение рефлексии и самооценки. |
Работа экспертов. Подсчеты торгового баланса. Предоставление отчета экспертной группы.Рефлексия и самооценка. | 10 минут |
Домашнее задание: | Разъяснение задания | Уяснение и запись домашнего задания | 2 минуты |
Ход занятия:
а) Подготовительный блок (за 14 дней до урока):
- Формирование 9 групп (1 группа – 1 экономический район):
- Центральная Россия (Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский).
- Северо-Западная Россия.
- Европейский Север.
- Европейский Юг (Северный Кавказ).
- Поволжье.
- Урал.
- Западная Сибирь.
- Восточная Сибирь.
- Дальний Восток.
Группы можно составлять разными способами, в группе 3 человека. Районы между группами распределяются согласно жребию.
Опережающие задания группам: подготовка презентации (c использованием Microsoft Office Power Point) своего экономического района согласно типовому плану, используя все возможные ресурсы компьютера и дополнительной литературы. (Презентации могут готовиться и на уроках информатики, и в домашних условиях). Подготовка рекламных стендов своей экспортной продукции
План ЭГХ экономического района:
- Состав района.
- Физико- и экономико-географическое положение района.
- Природные условия и природные ресурсы.
- Население и трудовые ресурсы.
- Хозяйственный комплекс.
- Территориальная структура.
- Основные проблемы и перспективы развития.
- Подготовка группы экспертов, изучение ими: отраслей специализации районов;
понятия «торговый баланс». В группу входят 3 человека.
б) Мотивационно-целевой блок:
Сегодня у нас урок обобщения знаний по теме «Экономические районы России». Перед Вами «Лист рефлексии». Пожалуйста, отметьте в таблице Ваше настроение в начале урока.
Урок будет проходить в форме деловой игры «Экономическая ярмарка». Вам будут представлены авторские презентации экономических районов России. По ходу презентаций вы заполняете систематизирующую таблицу и готовите вопросы выступающей группе.
По окончанию презентаций у своих рекламных стендов группы представят свою экспортную продукцию. Здесь же будут организованы торги, в ходе которых районы оформят «Листы купли-продажи». Каждый район должен купить жизненно необходимый товар, продав продукцию отраслей специализации. Для торгов каждый район получает 20у.е. (Цена сырья — 1у.е, готовой продукции — 3у.е.). Торги должны быть выгодны району.
Итак, для работы приготовьте таблицу в тетради (ЛОК):
Экономические районы России.
Экономическийрайон | Природныересурсы | Отрасли специализации | Крупные центры |
в) Процессуально-содержательный блок:
1. Творческие презентации.
Группы поочередно проводят презентацию своего района с применением компьютера. Отвечают на поставленные классом вопросы. Каждой группе на презентацию и вопросы отводится 5 минут.
Примеры презентаций, подготовленных обучающимися в Microsoft Office Power Point:
Обучающиеся по ходу презентации заполняют систематизирующую таблицу: «Экономические районы России».
2. Стендовая защита, торги.
По окончанию презентаций у своих рекламных стендов группы представляют свою экспортную продукцию (стенды оформляются заранее) и проводят торги. Каждая группа в ходе торгов оформляет куплю-продажу.
Лист купли-продажи:
Экономический район ____________________________________________________ | |||
Вывоз (экспорт) | Куда? | Ввоз (импорт) | Откуда? |
Цена сырья – 1у.е. Цена готовой продукции – 3у.е.
Экспорт: Импорт: Торговый баланс:
г) Итоговый блок:
Начинают работу эксперты. Они просматривают листы купли-продажи и подсчитывают торговый баланс (активный или пассивный) каждого экономического района. При подсчете баланса учитывают следующие условия: стоимость сырья – 1у.е, стоимость готовой продукции – 3у.е. По окончанию работы эксперты сообщают результаты классу и дают оценку ходу игры.
Пока эксперты подсчитывают торговый баланс, в классе проходит рефлексия и самооценка. Обучающиеся отвечают на вопросы рефлексии и ставят самооценку группе.
Лист рефлексии:
Фамилия обучающегося
Настроение | Цвет | Начало урока | конец урока |
Восторженное | Красный | ||
Радостное | Оранжевый | ||
Приятное | Желтый | ||
Спокойное | Зеленый | ||
Грустное | Синий | ||
Тревожное | Коричневый | ||
Уныние | Черный |
Ответьте на вопросы: Какой этап урока Вам больше всего понравился?
Что особенно запомнилось на уроке?
Что лучше: писать проверочную работу или закреплять, обобщать
материал в ходе деловой игры? Почему?
Дайте самооценку группе, описав вклад каждого участника группы в общий результат.
д) Домашнее задание: (на выбор)
- Нарисовать герб экономического района, объяснив символику.
- Составить тест «Экономические районы России».
Список литературы:
- В.Я.Ром, В.П.Дронов. География России: население и хозяйство. 9 класс. М.: «Дрофа» — 2005г.
- А.И.Алексеев, В.В.Николина. География России: население и хозяйство. 9 класс. М.: «Просвещение» — 2005г.
- Атлас. География России: население и хозяйство. 9 класс. М.: «Дрофа» — 2006г.
- CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
- CD «География России: природа. 8 класс».
- CD «География России: население и хозяйство. 9 класс».
- Интернет (адреса указаны в авторских презентациях Microsoft Office Power Point).