География в задачах

Программа факультативного курса для 6 класса

Составители учителя географии Е.Я. Анянов — МАОУ «СОШ № 4», О.Б. Анянова — МАОУ «СОШ № 2»

Пояснительная записка

Одним из важных требований к географическому образованию на современном этапе является формирование у учащихся ключевых и базовых компетенций, т.е. использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности.

Предлагаемая программа факультатива направлена на более глубокое усвоение теоретических знаний по «Начальному курсу географии», через обучение учащихся умениям решать задачи, через отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

Освоение данного курса проводится параллельно с изучением теоретического материала «Начального курса географии». На уроках географии в 6-ом классе закладываются теоретические основы практических умений школьников, которые будут востребованы во всех последующих курсах изучения географии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Начального курса географии» в 6-ом классе достаточно велико. Поэтому введение данного курса является дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения их решению разного рода географических задач. Этим обусловлена актуальность факультативного курса, изучение которого важно для дальнейшего освоения общеобразовательной программы по географии.

Факультатив направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках географии, а также на отработку практических умений учащихся. Данный курс даёт возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих расширению географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения, будут использованы в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии.

Целью факультатива «География в задачах» является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии.

Задачи данного факультативного курса:

  • формирование прочных теоретических знаний по предмету «География»;
  • отработка практических умений через решение задач географического содержания, необходимых для более осознанного и глубокого усвоения теоретического материала;
  • расширение кругозора и общей подготовки, через включение теоретических знаний в практическую деятельность.

Структура программы.
Программа состоит из семи разделов. В каждом разделе представлены разнообразные географические задачи, которые дополняют основной материал программы «Начального курса географии». Данная программа рассчитана на 1 час в неделю в 6-ом классе (35 часов в год). Распределение часов по разделам и темам определяется учителем в зависимости от целеполагания и уровня подготовленности и обученности учащихся.

Формы работы: практикумы; практические занятия, в том числе на местности; экскурсии; творческие проекты; мини-конференции.

2. Содержание курса

Раздел 1. Решение задач по плану и карте. (16ч)
Тема 1. Ориентирование на местности. Азимут.
Определение сторон горизонта разными способами. Решение задач на определение азимутов по плану и на местности. Использование для ориентирования транспортира, компаса. Виртуальные путешествия по азимуту по плану местности. Схематическое изображение пути следования. Решение задач на движение по азимутам.

Тема 2. Масштаб. Измерение расстояний на плане местности. (3ч)
Работа с масштабом. Решение задач на отработку умения переводить масштаб из численного в именованный, и обратно. Измерение расстояний на плане местности разными способами: с помощью линейки; курвиметра; циркуля-измерителя, без проведения измерений.
Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности. Решение задач на определение площадей по плану местности разными способами.

Тема 3. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на плане местности. (3ч)
Способы определения абсолютной высоты. Определение абсолютной высоты по плану. Вычисление относительной высоты по плану местности. Решение задач на определение превышения высоты между отдельными точками на местности. Изображение неровностей рельефа с помощью горизонталей и бергштрихов. Определение зависимости расстояния между горизонталями от крутизны склонов. Решение задач на определение крутизны и направления склонов. Определение отметок горизонталей на плане. Решение задач на определение высоты сечения горизонталей на плане местности. Построение простых профилей холмов и впадин. Решение задач на умения читать рельеф по плану местности. Решение задач на определение взаимной видимости географических объектов на основе анализа топографической карты.

Тема 4.Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли. (1ч)
Определение масштаба глобуса. Решение задач на определение длины экватора на глобусах разного масштаба. Определение расстояния от объектов на земной поверхности до центра Земли.

Тема 5. Градусная сетка. (2ч)
Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте. Решение задач на сравнение времени совершения путешествий в различных широтах, в зависимости от направления движения; по разным меридианам и параллелям. Определение и анализ отличий расстояний на карте: с помощью масштаба, градусной сетки. Решение задач на определение искажений на различных картах. Решение задач на определение расстояний до экватора и полюсов с учётом истинной формы планеты.

Тема 6. Географические координаты. (3ч)
Определение местоположения объекта по одной координате. Решение задач на определение географических координат объекта. Решение задач на определение объекта по географическим координатам. Определение расстояний между пунктами по географическим координатам. Решение задач на определение антиподов географических объектов (диаметрально противоположных объектов, расположенных на поверхности земного шара).

Раздел 2. Решение задач по теме «Литосфера и рельеф Земли» (5ч)
Тема 9. Внутреннее строение Земли. (1ч)
Решение задач на определение изменения температуры при движении вглубь Земли. Решение задач на определение глубины, при условии, что известны температуры на поверхности и на глубине.

Тема 10. Рельеф Земли. (4ч)
Отработка умения характеризовать горы и равнины по типовому плану. Решение задач на определение наклона суши по географическим картам. Определение по географическим картам особенностей форм рельефа (основных отличительных черт). Описание форм рельефа по картам и плану.

Раздел 3. Решение задач по теме «Гидросфера Земли»(6ч)
Тема 11. Мировой океан и его части. (3ч)
Решение задач на сравнение и ранжирование географических объектов по глубине. Решение задач на определение протяжённости береговой линии. Решение задач на определение ширины прибрежной полосы – шельфа. Решение задач на определение, сравнение и причин солёности воды.

Тема 12. Воды суши. (3ч)
Определение длины реки различными способами. Решение задач на определение зависимости характера реки от форм рельефа. Определение водоразделов и площади бассейна реки по географической карте. Определение принадлежности бассейна реки к бассейну океана, бассейну внутреннего стока. Составление описания водных объектов по карте и плану.

Радел 4. Решение задач по теме «Атмосфера» (6ч)
Тема 13. Атмосфера.
Выполнение заданий на отработку умения работать с температурными показателями: построение графиков хода температур различного уровня сложности; определение средних температур; определение амплитуд. Построение розы ветров. Решение задач на сравнение силы ветра. Анализ различных роз ветров. Решение задач на определение температур на различной высоте в атмосфере. Решение задач с использованием данных атмосферного давления: определение высоты форм рельефа (использование данных разницы атмосферного давления у подножия и на вершине). Построение диаграммы осадков. Решение задач на определение относительной и абсолютной влажности. Определение влияния разных природных объектов на показатель насыщенности воздуха. Построение диаграмм облачности.

Раздел 5. Решение задач по теме «Биосфера» (2ч.)
Тема 14. Биосфера.
Определение зависимости видового состава произрастаемой растительности от характера почв (на местном материале). Механизмы приспособления растений и животных к определённым природным условиям. Выделение компонентов природного комплекса (на местном материале), определение проявления взаимосвязи между компонентами на примере местных ПТК. Оценка изменений, происходящих под влиянием хозяйственной деятельности.

3. Тематический план.

Раздел Всего часов Практические работы
Раздел 1. Решение задач по плану и карте 16 15
Раздел 2. Решение задач по теме «Литосфера и рельеф Земли» 5 5
Раздел 3. Решение задач по теме «Гидросфера Земли» 6 6
Раздел 4. Решение задач по теме «Атмосфера» 6 6
Раздел 5. Решение задач по теме «Биосфера» 2 2

4. Ожидаемые результаты.

В результате изучения курса у учащихся будут сформированы представления о практической значимости географических знаний; расширены и углублены теоретические знания учащихся, за счёт обогащения их конкретными данными, полученными собственными усилиями. Учащиеся научатся выполнять любое практическое задание по алгоритму, объяснять получаемые результаты, что позволит им за счёт установления причинно-следственных связей работать над формированием и совершенствованием логического мышления.
Изучение данного курса позволит усилить мотивацию к приобретению разносторонних знаний и стимулировать познавательный интерес к предмету география, через использование разного рода самостоятельных, творческих и нестандартных заданий. Учащиеся овладеют базовыми и ключевыми компетенциями: анализировать, описывать, проводить различные измерения, собирать данные, использовать различные приборы, составлять разного рода графики, схемы, диаграммы, решать практические задачи по картам и плану местности, проводить самостоятельный поиск информации на местности и с помощью географических карт.

5. Литература.

1. Аношко В.С. Олимпиады по географии. Задания 1991-2000гг.: Пособие для учителей/ В.С. Аношко, М.Н. Брилевский, Н.Н. Ганущенко. – Мн.: Тэхналогія, 2001.
2. Дёмина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах/ Дёмина Л.А. — М., Мирос, 1984
3. Добржицкий Б.С. Практические работы по физической географии в средней школе/ Добржицкий Б.С., Кондратьев Б.А. – М., Просвещение, 1980
4. Жучкевич В.А. Вопросы и задачи по географической карте/ Жучкевич В.А.. – Минск «Вышэйшая школа», 1972.
5. Завьялов А.И. Занимательные вопросы юного географа. – М., Учпедгиз, 1960
6. Задачи по географии. Под ред. А. С. Наумова. – М., 1994.
7. Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии: Пособие для учителя/ Картель Л.Н.. – М. Просвещение, 1987.
8. Клебанович, Н.В. Олимпиады по географии/ Н.В. Клебанович, А.И. Зарубов, М.Н. Брилевский. – Минск: Аверсэв. 2008..
9. Клебанович Н.В. «Использование задач при преподавании географии», — География ПВ. 6/2008, 2, 3/2009.
10. Куприн А.М. Занимательная топография. Пособие для учащихся/ Куприн А.М -. М., «Просвещение», 1977.
11. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980.
12. Левицкий И.Ю., Евглевская Я.В. Решение задач по географическим картам: — М.: Просвещение, 1996.
13. Малахов Н.В. Элементы картографии в средней школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1972.
14. Низовцев, В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – М.: Айрис-пресс, 2006.
15. Олимпиады по географии. 6-11кл. Метод. пособие/ Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.: Дрофа, 2002.
16. Субботин Г.П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов/ Субботин Г.П.. –М.; «Аквариум», 1997.

Top