Проблема сохранения мира на Земле — 10 класс
ЯДЕРНАЯ УГРОЗА И СОХРАНЕНИЕ МИРА. (2 часа)
Урок № 1. Проблема сохранения мира на Земле.
Цели: Раскрыть суть, причины и пути решения проблемы. Раскрыть зависимость между глобальными проблемами. Формировать понятия: «Ядерный клуб», «Безъядерные зоны». Показать территориальное расположение ядерного оружия.
Категорийный аппарат урока:
- «Ядерный клуб»
- «Безъядерные зоны»
Целостный компонент урока: Понимание сути и зависимости глобальных проблем. Понимание необходимости их решения для всего мира в целом и для себя лично.
Учебно-наглядный комплекс:
- Политическая карта мира
- Слайды видов современного оружия
- Таблица «Ядерные державы мира»
- Таблица «Ядерные боезаряды в мире
- Контурные карты
- Атлас «Экономическая и социальная география мира»
Содержание и ход урока:
1. Мотивационно-целевой блок:
Актуальность данной проблемы? Организация дискуссии.
«История развития человечества –это страшная история военных действий».
Как вы понимаете это высказывание? Верно ли оно? Ваши суждения и доказательства?
Насколько близко мир подошел к роковой черте? Насколько мощные силы подчинил себе человек? Придумали человек надежные средства защиты?
2. Содержательно-процессуальный блок:
- Мини-лекция с демонстрацией слайдов или видеофильма: Разнообразие современных видов оружия. (Лекция может быть проведена учителем ОБЖ или военнослужащим).
- Анализ таблицы «Ядерные державы мира». Выделение стран «ядерного клуба».
- Анализ таблицы «Ядерные боезаряды в мире». Выделение новых ядерных стран мира, стран на пороге приобретения ядерного оружия, потенциальных ядерных держав мира, «безъядерных зон».
- Практическая работа. Нанесение на контурную карту: стран «ядерного клуба», новых ядерных стран, потенциальных ядерных держав, «безъядерных зон».
Диалог. Примеры ядерных катастроф. Япония, г. Хиросима, г. Нагасаки, война 1945г. – 300 тыс. человек. Чернобыль, 1986г. авария не АЭС (фрагменты видеокадров).
3. Итоговый блок:
Дискуссия. Схема причинно-следственных связей.
Может ли закончиться катастрофой современная война даже без применения ядерного оружия? Почему? Каковы последствия современной ядерной войны?
4.Домашнее задание:
- Понятия «Ядерный клуб», «Безъядерные зоны».
- Контурная карта.
- Мини сочинение-рассуждение «Если бы Я был главой мирового правительства…». Представьте себя на мгновение главой «всемирного правительства. На какие нужды человечества вы израсходовали сэкономленные на расходы ВПК денежные средства?
- Опережающее задание. Используя данные периодики, телевидения и других источников, выясните «Региональные конфликты в мире»
Урок № 2. Региональные конфликты – кровоточащие раны на планете.
Цели: Раскрыть зависимость между глобальными проблемами. Выявить региональные конфликты современности, причины их возникновения и пути решения. Формировать понятия: Региональный конфликт, «Горячие точки». Раскрыть суть программы «Партнерство во имя мира».
Категорийный аппарат урока:
- Региональный конфликт
- «Горячие точки»
Ценностный компонент урока: Понимание сути и зависимости глобальных проблем. Понимание необходимости их решения проблемы региональных конфликтов для всего мира в целом и для себя лично.
Учебно-наглядный комплекс:
- Политическая карта мира
- Таблица «Региональные конфликты современности»
- Контурные карты
- Атлас «Экономическая и социальная география мира»
- Видеокадры с мест региональных конфликтов
- Словари
Содержание и ход урока:
1. Мотивационно-целевой блок:
Можно ли считать региональные конфликты глобальной проблемой? Ваши суждения? Докажите, что эта проблема важна и для Вас лично.
2. Содержательно-процессуальный блок:
- Формирование понятий: Региональный конфликт, «Горячие точки».
- Поиск определений в разных словарях и Интернет. Выбор полных определений. Что общего и в чем различие понятий Региональный конфликт, «Горячие точки» ?
- Выявление причин региональных конфликтов. Построение схемы причинно-следственных связей.
- География региональных конфликтов. Приведите примеры региональных конфликтов современности (опережающее задание).
- Демонстрация видеокадров с мест региональных конфликтов.
Какие региональные конфликты потушены в настоящее время? Какие возникли недавно?
- Практическая работа.
1. Заполнение таблицы
«Региональные конфликты современности»
Страна, территория | Терроризм | Партизанская война | Гражданская война | Войска ООН | Перспектива ближайшего мира |
2. Нанесение на контурную карту региональных конфликтов.
3. Итоговый блок:
- Анализ таблицы. Страны, какого уровня развития преобладают в таблице? Почему? Ваши суждения и выводы. Почему крайне необходимо мирное урегулирование региональных конфликтов?
- Предложите пути решения данной проблемы. Знакомство с ключевыми позициями программы «Партнерство во имя мира».
- Приведите различия в позициях некоторых стран мира в решении проблемы сохранения мира на Земле.
- Почему проблема сохранения мира на Земле считается одной из главных среди глобальных проблем человечества? С какими из глобальных проблем связана проблема сохранения мира на Земле?
4. Домашнее задание:
- Понятия Региональный конфликт, «Горячие точки».
- Контурная карта «Региональные конфликты современности»
- Творческое задание. Составить тест «Проблема сохранения мира на Земле»