Металлургический комплекс России — 9 класс
О.Б. Анянова, учитель географии МАОУ «СОШ №2» г. Колпашева
Уважаемый исследователь!
Сегодня вы совершите путешествие в Страну Экономика! Вы станете участником научной экспедиции известных экономистов России: В.Я.Рома и В.П.Дронова. Смена впечатлений взволнует ваше воображение. Надеюсь, вы узнаете много нового, интересного об экономике России.
Целевая установка: Во время исследования вы узнаете особенности металлургического комплекса России, его роль, структуру; выявите факторы размещения металлургических баз России.
В конце исследования вас ожидает небольшой экспертный контроль, который покажет, насколько внимательны вы были.
Вам предстоит провести множество работы. Записывайте, пожалуйста, её результаты в тетради. И помните, что аккуратность заполнения – залог ваших научных достижений!
Желаю вам приятной научной работы!
Шаг 1: Пока наш научный корабль стоит у причала, загляните в учебник 9 класса, §25. Проанализируйте начало §25 и заполните схему «Отраслевая структура металлургического комплекса»
Схема №1 Металлургический комплекс – это ……….
Шаг 2: Внимание! Отправляемся в путь! Нам надо выделить ряд особенностей металлургического комплекса России. Рассмотрите результаты исследований В.Я.Рома и В.П.Дронова – экономистов – и запишите вывод.
Вывод: Особенности металлургического комплекса России:
Шаг 3: Работа в парах: Мы вступаем в новую стихию – производственную. Рассмотрите производственные процессы и типы предприятий черной металлургии на рисунке 45 с.134. Обсудите, чем отличаются эти схемы:
Схема А – традиционного (доменного) процесса
Схема Б – нового (электроплавильного) процесса
Какой способ производства более эффективен, почему? Обсудите эти вопросы с коллегой, запишите ответ в тетрадь.
Ответ:….
Шаг 4: Научные исследования продолжаются! Мы с чувством грусти покинули металлургический комбинат и начали изучение металлургических баз России.
Кстати, что такое «металлургический комбинат» и «металлургическая база»? Найдите определения в учебнике и запишите его в тетради.
Металлургический комбинат – это …
Металлургическая база – это …
Шаг 5: Работа с экономическими и контурными картами России: Используя карты Атласа, рис.46 с.137 учебника, на контурной карте России обозначьте 3 металлургические базы России. Нанесите условными знаками крупные месторождения руд, крупные центры черной и цветной металлургии, основные направления перевозок угля и железной руды.
Шаг 6: Заключительный: Вспомните все, что вам удалось узнать о металлургии. Сделайте вывод: Где выгоднее создавать металлургические комбинаты и базы? Какие факторы размещения оказывают большое влияние на металлургию?
Вывод запишите в тетрадь. Если затрудняетесь, загляните в учебник с.136.
Вывод: … Факторы размещения:
Вопрос для эрудитов:
Для использования металлолома и быстрого учета запросов потребителей зарубежом строят небольшие металлургические предприятия (мини-заводы). Они обслуживают небольшие территории, используя электроэнергию и минимальное количество трудовых ресурсов и воды. Качество получаемого металла высокое, а отрицательное воздействие на природу незначительное. В России таких заводов нет.
Подумайте, в каких районах страны целесообразно их строительство? Почему?
Ответ: …
Обобщение:
Наша научная работа закончена. Ваше мнение: удалось ли вам сделать то, что намечалось в целевой установке в начале урока?
Да Нет
Экспертный контроль:
А теперь, пока наш научный корабль возвращается, выполним небольшой отчет о результатах экспедиции.
- Какое значение металлургического комплекса?
- Назовите отрасли металлургии, ориентированные на дешевую электроэнергию.
- Какая отрасль металлургии сильнее ориентирована на сырье?
- Выберите правильные ответы. Основными центрами производства стали являются: Старый Оскол, Липецк, Череповец, Москва, Магнитогорск, Комсомольск- на-Амуре, Златоуст, Санкт-Петербург, Новокузнецк.
- Подумайте, есть ли в нашем городе предприятия металлургического комплекса?
Ответы: ….
Попытайтесь объективно оценить свою работу и поставить себе самооценку.
Я ставлю себе: …
Оценка учителя: …
Примечание: Если вы закончили свою работу раньше коллег, не мешайте им! Начинайте выполнять домашнее задание:
- Составьте кроссворд по приобретенным знаниям на тему «Металлургический комплекс России». Аккуратно оформите его на листе А 4.
- Выучите определения следующих понятий: «металлургический комбинат», «металлургическая база».
- Вам что-то непонятно (к огорчению эксперта-учителя)? Прочитайте материал учебника §25-27.
Мы благодарим вас за исследования металлургического комплекса России!
До встречи в следующей экспедиции!