Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-content/themes/Divi/includes/functions/sidebars.php on line 50

Deprecated: Вызванный метод конструктора класса WP_Widget в AboutMeWidget считается устаревшим с версии 4.3.0! Используйте __construct(). in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-includes/functions.php on line 4870

Deprecated: Вызванный метод конструктора класса WP_Widget в AdsenseWidget считается устаревшим с версии 4.3.0! Используйте __construct(). in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-includes/functions.php on line 4870

Deprecated: Вызванный метод конструктора класса WP_Widget в AdvWidget считается устаревшим с версии 4.3.0! Используйте __construct(). in /var/www/u0979952/data/www/anyanova.ru/wp-includes/functions.php on line 4870
Реки России — 8 класс | Анянова Ольга Борисовна

Реки России — 8 класс

Анянова Ольга Борисовна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Колпашева

Форма урока: Урок-практикум    «Описание реки»

Задачи: Формирование умений, навыков работы с географическими источниками; составление ФГХ природных объектов.

Категорийный аппарат урока: Формирование понятий:

  • падение реки,
  • уклон реки,
  • годовой сток реки.

Учебно-наглядный комплекс:

  • Физическая карта России;
  • Атлас России, 8 класс;
  • Инструктивные  карточки;
  • Кроссворд;
  • Литература о реках России;

Содержание и ход урока:

1. Мотивационно-целевой блок: Определите тему урока, решив кроссворд.

  1. Наиболее высокий уровень воды в реке, ежегодно повторяющийся в одни
  2. сроки.
  3. Кратковременный подъем уровня воды в реке.
  4. Изменение состояния реки во времени.
  5. Количество воды, протекающее в реке за год.
  6. Превышение истока реки над устьем, выраженное в метрах.
  7. Отношение величины падения реки к её длине.
  8. Источники поступления воды в реку.
  9. Наиболее низкий уровень воды в реке.

На какие вопросы мы должны найти ответы при описании реки?

2. Содержательно-процессуальный блок:

В классе работают 6 разноуровневых учебных центров:

  • 1 группа – «Путешественники»
  • 2 группа – «Гидрологи»
  • 3 группа – «Я – река_____»
  • 4 группа – «МЧС»
  • 5 группа – «Экологи»
  • 6 группа – «Фотокорреспонденты»

Задание 1 группе – «Путешественники» — составление лоции реки: (совместная работа  под руководством учителя, 15 минут)

Здравствуйте, дети

Урок сегодня о важном на свете:

О воде, урок-путешествие по реке.

Вас сегодня отвечать

Буду к доске приглашать!

И прошу вас без подсказки!

Выйдя к карте – вот указка.

Итак, в путешествие вас приглашаю

Всем удачи я желаю.

Атласы прошу открыть

С помощью карт будем плыть!

Вас к вниманью призываю

Маршрут по теме называю

Ваша задача угадать

И эту реку на карте отыскать,

По плану лоцию реки написать.

«Семь тысяч  рек, ни в чем не равных,

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных

Текущих в даль – семь тысяч рек.

Она со всех концов собрала –

Больших и малых – до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздила шар земной»

(А.Твардовский «За далью даль»)

(1. Название реки: Волга.)

По Волге плывем

Что такое «река» назовем?

Чтоб Волгу лучше узнать,

Поплывем исток открывать.

(2. Исток – Валдайская возвышенность.)

Полный вперед!

От истока к устью плывем,

Куда впадает река? Узнаем.

(3. Устье – Каспийское море-озеро.)

Плывем опять!

И что видим за бортом?

Направление и крупные притоки

Непременно назовем.

(4. Направление течения – с севера на юг. 5. Притоки: Ока и Кама.)

Вот вам русская поговорка:

Река Ока – Волги правая рука,

Кама – левая рука.

Сливаются здесь Волга и Ока

И вдаль стремятся, как одна река.

И знают стены древнего Кремля,

Что породила их одна земля.
Барашки волн бегут за рядом ряд –

О чем они неспешно говорят?

Родная Волга, русская река!

Ты многое видала за века.

Хотим мы плавать, загорать,

В речном круизе отдыхать,

Чтобы на мель не сесть

На карты посмотрите

Режим и питание назовите,

И станет ясно

Когда поездка будет не напрасна.

(6. Питание: смешанное. 7. Режим: половодье весной, Ледостав в декабре, ледоход в марте.)

Таблицу на доске посмотрите

Падение и уклон реки определите.

Формулы хорошо надо знать,

Чтобы ошибок не допускать!

(8. Падение реки: 226+28 = 254м 9. Уклон реки: 254м  :  3530км = 0,07м/км = 7см/км)

Как движется вода?

Ответить вы сейчас должны.

Волга – равнинная или горная река?

(10. Характер течения: медленный, спокойный, река равнинная.)

Сейчас карты открываем

Годовой сток и использование реки называем.

( 11. Годовой сток: 400куб.км. 12. Хозяйственное  использование: … .)

Плывут по Волге пароходы

Стучат волною о берега…

Ты мне дороже год от года,

Родная, милая река.

Задание 2 группе – «Гидрологи»:

(Самостоятельная работа с источниками, 15 минут)

По фрагменту контурной карты определите реку и составьте лоцию

  1. Название реки:
  2. Исток:
  3. Устье:
  4. Направление течения:
  5.  Крупные притоки:
  6. Питание реки:
  7. Режим реки: половодье — ледостав —
  8. Падение реки:
  9. Уклон реки:
  10. Характер течения:
  11. Годовой сток:
  12. Хозяйственное использование реки человеком:

Задание 3 группе – «Я – река_______» (самостоятельная работа с источниками, 15 минут)

Представьте себя рекой и расскажите о себе:

«Я – река      ______________________ »

Вопросы-ориентриы Действие обучающегося
1. Какая вы река? Определите название реки по фрагменту контурной карты
2. Где вы берете начало? Определите исток реки по физической карте
3. Куда вы впадаете? Определите устье реки по физической карте
4. В каком направлении вы

течете?Определите по физической карте стороны горизонта, откуда и куда течет река5. По какой форме рельефа

вы протекаете?Найдите название формы рельефа на физической карте6. Какое ваше падение?Определите падение реки с помощью данных таблицы и формулы (падение реки= высота истока – высота устья)7. Какой ваш уклон?Определите уклон с помощью данных таблицы и формулы (уклон = падение реки: длину реки)8. Каковы скорость и

характер  течения?Медленное или быстрое течение?

Равнинная или горная река?9. Какое у вас питание?Дождевое? Ледниковое? Снеговое? Грунтовое? Смешанное?10. Каков ваш режим?По картам определите, когда половодье? Ледостав? Ледоход?11. Как вы взаимодействуете

с человеком?Сделайте вывод о использовании реки человеком

Задание 4 группе – «МЧС» (самостоятельная работа, 15 минут)

В мае вас вызвали в поселок Озерный Коплпашевского района Томской области. Что вы обнаружили, что вы увидели, приехав на место? Чем вызвана чрезвычайная ситуация в поселке? Ваши действия?

Подготовьте рассказ.

Задание 5 группе – «Экологи» (самостоятельная работа с источниками, 15 минут)

Используя материал §14 учебника:

  1. Заполните схему:    Что влияет на качество воды
  2. Убедите себя и своих товарищей, что нельзя загрязнять реки, а необходимо их охранять!

Задание 6 группе – «Фотокорреспонденты» (самостоятельная работа, 15 минут)

Нарисуйте горную и равнинную реки, используя все полученные знания и эрудицию.

3. Итоговый блок.

Предоставление результатов работы 2-6 групп (3-4 минуты)

4. Домашнее задание:

  • Творческое задание: Составьте и оформите кроссворд «Реки России» на букву вашего имени или вашей фамилии.
  • Если что-то не понятно (к огорчению учителя), прочитайте § 12 учебника.
  • Изучить понятия: падение и уклон реки, годовой сток реки.