Озёра мира — 6 класс

Урок-экспедиция

О.Б. Анянова,  учитель географии МАОУ «СОШ №2»  г. Колпашева

Цели и планируемые результаты обучения:

  • Уметь добывать необходимые знания самостоятельно и в группе с помощью различных источников.
  • Называть и показывать крупнейшие озера мира, России.
  • Описывать по картам и плану озера.
  • Объяснять происхождение озер, сходства и различие  сточных и бессточных озер.
  • Объяснять особенности очертаний и размеров озерных котловин в зависимости от способа их образования.
  • Применять в процессе познания понятии: озеро, болото.

Средства обучения:

  • Физическая карта мира.
  • Таблицы «Происхождение озерных котловин»
  • Дидактический материал «Экспедиция по озерам мира».
  • Головоломка.
  • Дополнительный материал для привалов «Озера-уникумы».
  • Мультимедиа проектор, экран.

Категорийный аппарат урока:

  • Озеро
  • Озерная котловина
  • Сточное озеро
  • Бессточное озеро
  • Болото

Ход и содержание урока:

1. Мотивационно-целевой блок:

Сегодня мы работаем в группах, составленных произвольно согласно цвету. Посмотрите, с кем вам предстоит совершить научно-исследовательскую экспедицию, и запишите фамилии участников вашего экспедиционного отряда на цветной карточке. Помните, что от работы каждого зависит результат отряда и всей экспедиции.

Сейчас мы определим тему и цели экспедиции. Перед вами головоломка, в каждой строке спрятаны слова. За 1 минуту найдите их и подчеркните!

Головоломка

! Найдите спрятанные слова и подчеркните их:

В Б А А О З Е Р О Ю Т В Л Н А Я К

С ОЗЕРНАЯКОТЛОВИНА

ТРЮЭСТОЧНОЕОЗЕРОЛ

АБЕССТОЧНОЕОЗЕРОТ

ВАМРУХБОЛОТОПРИВЕ

Какие слова вы нашли?

(На экране появляются спрятанные слова: озеро, озерная котловина, сточное озеро, бессточное озеро, болото.) апомните эти слова.

Используя эти слова, сформулируйте тему нашей экспедиции.

(На экране появляется тема «Озера мира»)

Мозговой штурм. Составьте за 2 минуты как можно больше вопросов по этой теме, запомните их. Слушаем вопросы и определяем  цели экспедиции.

2.  Содержательно-процессуальный блок:

Достичь этих целей и результатов вы сможете шаг за шагом, поочередно выполняя экспедиционные задания. Они лежат перед вами: в папке 4 основных задания( учебные центры №1, 2, 3, 4), вопрос для эрудитов и дополнительный материал для расширения вашего кругозора во время отдыха после напряженной работы.

Все экспедиционные отряды должны выполнить основные задания и дополнительное. Вопрос для эрудитов тем, кто быстрее, чем за 20 минут справится с  работой.

Во время водной экспедиции ваши отряды будут держать связь с «большой землей». Выполнив одно задание, вы свои листы с отчетом отправляете на «большую землю» ( в роли  экспертов «большой земли» выступают сильные ученики, специалисты или другие учителя). Только после этого приступаете к выполнению другого задания.

Ход экспедиционной работы понятен? При затруднении вы можете получить консультацию у научного руководителя (в роли научного руководителя выступает Анянова О.Б., учитель географии).

Итак, в путь! Удачи всем! Помните о ТБ во время экспедиции.

За 20 минут отряды выполняют шаг за шагом задания учебных центров:

Учебный центр №1.

  • Цель: Прежде чем отправиться в экспедицию, изучите теорию.
  • Задание: Найдите соответствие между понятиями и определениями.

Запомните их! Соедините понятие и его определение линией.

ОЗЕРО 1. Природное углубление, в котором находится озеро.

ОЗЕРНАЯ КОТЛОВИНА 2. Скопление воды в природном углублении на суше.

СТОЧНОЕ ОЗЕРО 3. Участок суши, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью.

БЕССТОЧНОЕ ОЗЕРО 4. Озеро, из которого ни одна река не вытекает.

БОЛОТО 5. Озеро, из которого реки вытекают.

Учебный центр №2.

  • Цель: Экспедиция началась. Вы встретили 4 озера различного происхождения. Изучите их и запомните!
  • Задание: На рисунках показаны озера различного происхождения: старицы, вулканические, тектонические, запрудные. Подпишите происхождение озерных котловин на рисунках (при затруднении используйте текст §31.2)

Учебный центр №3.

  • Цель: Сравните сточные и бессточные озера, найдите различия и запомните их.
  • Задание: Вспомните определения сточного и бессточного озера и закончите заполнение таблицы
Сточные озера

Бессточные озера1. Из них реки вытекают1. Из них реки…..2. Воды теряются при стоке рек и испарении2. Воды теряются только при….3. Соли, растворенные в воде, выносятся реками3. Соли…..4. Воды озер пресные4. Воды озер…..5. Изображены на физических картах…..5. Изображены на физических картах…..

  • Задание: На рисунках А, Б подрисуйте к озерам реки, стрелками укажите напрвления их течения так, чтобы озеро А стало сточным, а озеро Б – бессточным.

А Б

Учебный центр №4.

  • Цель: Вы у берегов самого глубокого озера мира. Опишите его, используя физическую карту мира, России и план.
  • Задание: Заполните таблицу (Атлас с.13,15)
План описания

Байкал1. На каком материке, в какой части располагается? 2. Наибольшая глубина? 3. Происхождение озерной котловины? 4. сточное или бессточное?

  • Задание: По описанию определите озеро!

Озеро лежит  на юго-западе Евразии. Это остаточное озеро, в результате движения земной коры водоем потерял связь с океаном. Поэтому называть его морем географически неверно. Наибольшая глубина его 1925м. Это бессточное озеро. В него впадает великая русская река Волга. Это самое большое озеро мира и России.

Это……..

Вопрос для эрудитов:

Вы справились с основным заданием, значит, следующий вопрос для вас. Внимание!

В Казахстане есть озеро. В одной части его вода соленая, а в другой пресная. Что это за озеро? Найдите его на карте. Чем объяснить разницу в солености воды  озера? (Атлас с.14,19).

Ответ:….

Дополнительный материал:

Вы успешно работали в экспедиции, теперь отдохните. Прочитайте текст «озера-уникумы». Запомните, какие уникальные озера есть на Земле.

На лыжах … по озеру.

В Соль-Илецке Оренбургской области давно добывается соль. Лет 60 тому назад котлован,  в котором добывалась соль, был затоплен вешними водами реки Песчанки. В результате образовалось глубокое озеро площадью свыше 7 гектаров. В летнее время сюда  за многие километры съезжаются больные  ревматизмом люди для лечения. Вследствие высокой концетрации соляных растворов на поверхности озера свободно держатся даже совершенно не умеющие плавать люди. Человек может ходить по озеру на лыжах. Но самое удивительное заключается не в этом, а в температуре воды. На поверхности она достигает 38?, а на глубине 3 метров -0?, а на дне -2?. Несмотря на это, озеро никогда не замерзает.

Сладкое озеро.

Есть на Урале озеро с лакомым названием – Сладкое. Легенда рассказывает, что однажды на его берегах остановился Пугачев. Перед тем как двинуться в путь, он стал купать своего коня. Искупав, вывел на берег, похлопал любимца по лоснящемуся крупу, довольный, покрутил  ус. На  губах он ощутил сладкий привкус. «Да ты у меня сладкий!» — воскликнул атаман. С тех пор озеро и стали называть сладким. ННО не легендой знаменито оно, а необыкновенными свойствами воды. Говорят, что она даже излечивает ревматизм. Все местные женщины стирают белье только в сладком озере. И знаете, как стирают? Без мыла, отстирываются даже масляные пятна… Специалистами установлено, что вода в озере щелочная. В ней содержатся сода и хлористый натрий, т.е. соль. Наличие этих веществ в определенном химическом сочетании и придала воде Сладкого озера особые качества.

Озеро чернил

Жителям алжирского города Сидибель-Аббес нет необходимости покупать в магазине чернила. Рядом с ними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде вещества, что и соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила. В этом озере вы не увидите ни рыб, ни других живых существ. Вода его пригодна только для письма.

Озеро-«кастрюля»

Озеро Киву, которое расположено в Восточной Африке (на западной границе Руанды), иногда превращается в своего рода гигантскую и «кастрюлю», где варится «уха». Озеро находится  в сбросовой впадине недалеко от вулкана Китуро. При извержениях вулкана лава стекает в озеро, отчего вода в нем закипает, а рыбы и водоросли, находящиеся в ней, варятся. Такая варка «ухи» иногда длится неделями.

Когда вулкан успокаивается, местные жители подплывают на лодках и вылавливают сварившуюся рыбу для употребления в пищу. Последний раз такая варка «ухи» в озере Киву наблюдалась в 1948г.

В 1935г. на 300-метровой глубине этого озера был обнаружен слой воды толщиной 25м., который сильно насыщен метаном. Запасы этого высококалорийного горючего газа в озере огромны, около 50 миллиардов кубически х метров. Газ образовался от разложения планктона, который, отмирая, столетиями опускался на дно озера. Большое давление вышележащих слоев воды препятствует выходу газа на поверхность озера.

3.  Итоговый блок:

Брифинг по окончании экспедиции и возвращении на «большую землю». Последовательный анализ выполненных заданий и оценка работы каждого отряда.

(На экране по ходу анализа дублируются выполненные задания учебных центров №1, 2, 3, 4.)

4.  Домашнее задание:

  • Вам что-то непонятно или вы что-то забыли, прочитайте §31.
  • Запишите в словарь понятия и запомните их:

Озеро

Озерная котловина

Сточное озеро

Бессточное озеро

Болото

  • Олимпиадный вопрос: «Славное море – священный Байкал» — поется в песне. Почему «море»? Ведь это озеро. И почему «священный»? Кто же прав – географы, называющие Байкал озером, или народ, сложивший песню о «славном море»?
  • Творческое задание (на выбор): Составьте кроссворд:
О
З
Е
Р
А
М
И
Р
А
  • Нарисуйте озеро
Top